Как я научила детей бизнесу благодаря продаже фруктов из своего сада: колонка мамы
Специально для «Летидора» колонку написала Ксения Андреева (@ksenia.andreeva.75), мама троих детей 7, 6 и 4 лет, основательница агентства маркетинга (12 лет на рынке), автор книг по бизнесу и психологии.
Если у вас тоже есть чем поделиться, вы хотите высказаться на волнующую вас тему или ответить кому-то из наших колумнистов, пишите нам — лучшие тексты мы обязательно опубликуем на сайте!
«Мама, это — не наш клиент», — вполголоса сказал мне старший сын Кирилл, деликатно указывая на девушку, прогуливающуюся по тропинке возле нашего дома.
О том, как у нас с семилетним Кириллом вообще появился свой клиент и с чего мы вдруг начали разбирать их на категории «наш» и «не наш», я сейчас расскажу.
Начну издалека. Потому что это одна из тех нечастых воспитательных историй, от которых я получила настоящее удовольствие в процессе и, надеюсь, которая даст со временем свои плоды.
Однажды летом мы некоторое время жили в совершенно дивной горной деревушке с прекрасным домом и садом, где, как говорилось у классика (и бесполезно пытаться сказать лучше), — свежий воздух так душист и так прозрачно золотист играющий на солнце лист (строки из поэмы «Мцыри» Михаила Лермонтова — Прим. ред.).
Так вот, о доме, в котором мы поселились.
Дом, в котором мы жили, был расположен в одном из самых живописных мест этой деревни — с роскошным видом на горы.
На утренней заре, когда воздух еще хрустально чистый, с верхней точки сада можно было даже увидеть море. Почему нам так повезло с этим местом — у меня ответа нет, кроме того, что я что-то хорошее сделала в прошлой жизни.
Но моя история сейчас не о том.
По дорожке возле нашего дома любили прогуливаться местные жители и туристы. Они часто останавливались на скамеечке напротив нашей калитки, чтобы вдохнуть этот насыщенный, пропитанный смолами горный воздух, подумать о вечности, тленности земных хлопот и вечной красоте природы.
И на этой плодородной земле растет все, что ни упадет в землю: колосится лаванда, благоухают розы и тимьян, набирают сок персики, груши, абрикосы и черешня.
Мы делаем с ними все, что в наших силах, — едим как не в себя, варим варенье, сушим пастилу, печем пироги, готовим пюре, раздаем соседям. В общем, стараемся максимально честно отработать этот дар богов.
Читайте также
И все же, когда созревал урожай, однозначно было понятно, что это — больше, чем одна семья может осилить, и было бы просто кощунственно не придумать, как этим сокровищем еще больше делиться, чтобы находиться с миром в отношениях взаимовыгодного обмена. То есть, когда ты не просто потребляешь имеющийся ресурс в объеме большем, чем тебе по факту надо, а направляешь избыток во благо миру. И, конечно, развиваешь и поддерживаешь горный туризм.
Одним прекрасным утром, когда мы с тремя детьми за завтраком обсуждали, кто кем станет, когда вырастет, у Кирилла возникла такая вот новая идея.
— Мама, я буду фермером.
— Так, — говорю, — Кирилл, интересно. Расскажи-ка поподробнее.
— Я все придумал. Ведь у нас же тут есть сад? Значит, вот уже есть, что продавать.
Я вырасту и буду фермером.
Читайте также
— Слушай, ну вообще отлично. У меня один вопрос. Зачем ждать, когда ты вырастешь? Урожай созрел. Иди да продавай сейчас, — я тут же взяла курс на быстрый старт проекта. — Только надо тебе самому собрать фрукты и помыть, а коробочки и пакетики ради такого дела я тебе куплю.
— Мама, а давай!
— Мама, я тоже хочу!
— Мама, и я! — подхватили дети.
— Отлично. Тогда вы будете партнерами в этом вашем первом семейном деле. Поскольку возраст у вас разный, то вклад, что логично, также может отличаться. Но предлагаю пока что считать всех партнерами равноправными, для простоты. Согласны?
— Согласны!
— Ну, раз так, то на первом этапе дело за малым — мне купить вам красивые пакетики и коробочки, вам потом — собрать фрукты, и вперед. Вот и заработаете свои первые денежки, очень полезно будет, чтобы понимать, зачем мама и папа на работу ходят.
— Мама, а давай по 1000 рублей персик продавать?
— Вопрос хороший, Кирилл... То, по какой цене мы будем продавать... Тут надо подумать. Я предлагаю сначала посмотреть, сколько точно стоят персики в супермаркете, и посмотрим, почем их дедулечки вдоль дороги продают. И подумаем.
— Даже и не думайте, — вставил свое веское слово муж. — У вас уникальное предложение, так как это не просто персик, а свежесорванный с дерева, который оказался в безумно красивом месте в то время, что и ваш покупатель. И органик — 100%! Еще и помытый! Ставьте 100 рублей за штуку и не путайтесь с бухгалтерией.
Дети были вдохновлены своим будущим партнерством.
Особенно Кирилл, фаундер, так сказать (учредитель — Прим. ред.). Его вообще вдохновляет все, из чего можно извлечь какую-то выгоду. Особенно халяву. Но тут это не прокатит, тут надо работать, поэтому я и ухватилась за идею с энтузиазмом и подумала, что опыт будет для всех интересным.
Через пару дней я купила симпатичные коробочки разных размеров, тесемки для оформления, прозрачные пакетики для лаванды (ее мы решили дарить как бонус при покупке фруктов) и стикеры для того, чтобы указывать стоимость, так как в деловом конгломерате из троих детей 7, 6 и 4 лет важно, чтобы никто не запутался с ценообразованием.
Кирилл, Даша и Тема с моей помощью собрали фрукты, помыли, высушили и сами все упаковали.
Попытки попросить о помощи я пресекала, мое дело — консалтинг. Попутно с упаковкой мы обсудили трудности ликвидности скоропортящегося товара и в связи с этим составили себе план продаж.
Еще мы обсудили, что моя комиссия как консультанта по маркетингу и продажам должна составить 25% от общей выручки — для начала. А чуть позже надо будет учитывать еще расходы на упаковку, удобрения, уход за садом, аренду земли и так далее.
И вот после всех этих организационных моментов мы вышли на большую дорогу.
Дети, все втроем, — на скамеечке, там, где ходят потенциальные покупатели. Я — через дорогу в кустах, с видом Карабаса-Барабаса.
На горизонте показались парень и девушка.
— Хотите свежих фруктов? — спросил Кирилл.
— Нет, спасибо, — ответила девушка, и они прошли мимо.
Кирилл приуныл. Выгода от него уходила в прямом смысле вдаль по горной дорожке.
— Мама, они не хотят!
— Да, такое бывает. Имеют право. Значит, это не наш клиент. Не все, кто идет по горной дорожке, должны стать твоим клиентом. Возможно, что человек просто не любит фрукты, или не хочет, или пообедал только что. Это не важно.
Главное, не сдаваться и предлагать дальше. Всегда есть кто-то, кто отказывается и, если твое предложение хорошее, — тот, кто соглашается.
— А вдруг они тоже не согласятся? — забеспокоилась соучредитель и партнер фермы Даша.
— Значит, это тоже не твой клиент. Скорее всего, твой клиент — это неспешно прогуливающийся человек. Может быть, не местный, поскольку у местных своих фруктов хватает. О, знаешь какая еще идея? Если это родители с детьми, то они точно должны согласиться. Потому что вы у меня очень милые и многим родителям покажется, что это полезная в плане воспитания история, когда дети начинают понимать, откуда берутся деньги. И могут вас и меня, кстати, поддержать, даже если фрукты не особо хотят.
Следующий клиент был также не «наш», и его Кирилл распознал сразу же. Девушка шла быстрой спортивной походкой, полностью погрузившись в музыку у себя в наушниках. Мимо.
Затем пошла уже наша целевая аудитория, как я и предсказывала: молодые родители с коляской, в которой сидел чудесный малыш, вполне готовый к свежему мытому персику. А может быть, именно о нем и мечтающий посреди этого солнечного дня!
— Вы не хотите свежих фруктов? — спросил Кирилл.
— Да, давайте, — согласилась девушка.
— 100 рублей, пожалуйста.
И так дети заработали свои первые 200 рублей за пару персиков.
А я из-за кустов помахала рукой родителям и поблагодарила их за поддержку использования труда несовершеннолетних. И в двух словах пояснила, что у нас идет образовательный процесс и это первые 200 рублей, которые они заработали. И мы все очень рады и счастливы. Особенно я: 50 рублей на кофе — уже неплохо!
Партнеры нашего кооператива прыгали от радости, хлопали в ладоши и лучились предпринимательским счастьем.
— Ребята, все прекрасно, очень рада за вас, — вновь внесла свои 5 копеек мама-маркетолог. — Одно пожелание. Ты вот сходу, без всякого «здрасьте» предлагаешь человеку фрукты. Это… недушевно как-то. Надо сначала поздороваться, спросить, как дела, сказать, что сегодня отличная погода. А потом уже про фрукты и лаванду заводить разговор.
— Понятно. Мама, и это тоже не наш клиент... У него даже кошелька нет! — произнес Кирилл вслед проносящемуся бегуну.
Вечерело. На горизонте замаячили новые возможные покупатели — пожилая пара, неспешно прогуливающаяся по тропинке. В маркетинге мы называем таких — prospect, кандидат в то, чтобы стать потенциальным клиентом.
— Мама, похоже, это наш клиент! — доверительно сообщила мне Даша.
— Давайте, вперед. И не забудьте про small talk.
— Здравствуйте, а вы не хотите яблоко или персик? — спросил Кирилл.
— Нет, спасибо, — ответила женщина. — Ой, а что это? Это у вас лаванда есть? Давайте я возьму.
Дети ликовали! Мы-то планировали дарить лаванду как бонус при покупке фруктов, чтобы повысить этим их привлекательность. Потому что лаванды в нашем горном местечке — хоть усушись. И мы не думали, что ее будут покупать. А тут удача! Оказывается, есть потенциальный клиент именно на нее — турист! Прекрасная новость.
В первый день работы нашего делового кооператива, в который входили Кирилл, Даша, Тема и я, мы заработали 400 рублей.
А потом наступил вечер, и пора было ужинать. Планы по дальнейшим продажам и развитию фермы у нас уже появились весьма масштабные. Что-то из этого мы успели, что-то нет, ведь дел-то у нас и так немало.
Но главное — бесценный опыт и ответ на вопрос, откуда в жизни берутся деньги, уже начал вырисовываться. Когда в следующий раз вернемся, надеюсь, продолжим. И, конечно, в каком-нибудь подходящем для данной ситуации виде налоги заплатим.
Фото: Depositphotos, Коллаж Екатерины Баулиной