Как превратить любое скучное дело в веселую игру: колонка папы четверых детей
«Скучно делать зарядку? Значит сегодня делаем ее на лестничной площадке! Неинтересно убираться? Значит надеваем скафандры и чудесной нано-тряпкой изгоняем микробов».
Инвестор, предприниматель и отец четверых детей Алексей Матлаков объяснил, почему мы теряем интерес к разным делам и как вернуть его, когда кажется, что все безнадежно.
Статья подготовлена по материалам открытого лектория, организованного проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.
От чего мы убегаем
Как правило, мы убегаем от дел в двух ситуациях: когда нам скучно или сложно.
Скучно нам становится, когда мы не понимаем, зачем мы занимаемся каким-либо делом. А когда однотипной работы, которую вы можете делать с закрытыми глазами (но все еще не понимаете, зачем), становится больше и больше, то к скуке добавляются агрессия и апатия. Наступает выгорание.
Вторая причина, по который мы избегаем дел или откладываем их на потом, — слишком высокая степень сложности. Нам не хватает знаний и навыков, чтобы, как нам кажется, выполнить задачу хорошо.
На все наши «не могу» и «не хочу» есть отличный ответ. Это игра!
Игра — это непродуктивная деятельность человека, сфокусированная на процессе. Ключевое слово здесь — «непродуктивная». Эта деятельность никуда не ведет и не имеет никакого результата.
В любой игре нам важен фокус именно на процессе. Взрослый мир учит ориентироваться на результат. Возможно, именно в этом лежит та самая причина, по которой мы теряем мотивацию.
Игра же позволяет сфокусироваться на процессе, и процесс этот становится увлекательным. Кроме того, игра помогает нам запускать действие трех волшебных гормонов, которые поддерживают в нас интерес к жизни.
За что мы любим игры
Нам нравится узнавать новое, соревноваться друг с другом, побеждать и получать признание. Почему это работает? Потому что у нас есть гормоны счастья, которые заставляют нас чего-то хотеть и что-то делать.
Самый волшебный из гормонов — это дофамин. Он отвечает за желание и предвосхищение. Трепет в ожидании новогоднего праздника и дня рождения — это как раз дофамин. Этот же гормон отвечает за любопытство и радость познания. Узнавая новое, мы генерируем нейронные связи, за что организм сам себя хвалит.
Второй волшебный гормон — окситоцин.
Это вещество, которое позволяет нам получать удовольствие от общения с людьми. В момент, когда мы взаимодействуем с себе подобными, мы перенимаем часть их эмоций, причем как хороших, так и плохих. Когда вокруг веселая компания, когда нас кто-то похвалил и поддержал, нам очень хорошо.
Волшебный гормон номер три — тестостерон.
Опустим тот факт, что его часто называют мужским гормоном. Тестостерон сильно влияет на нас, заставляя конкурировать. Желание побороться за что угодно, даже если это банальная просьба громче всех хлопнуть в ладоши, выше всех прыгнуть на переменке или аккуратнее всех вывести в тетради дату, всегда добавляет очки интереса.
С этим прекрасным набором мы живем, эта система настроена и функционирует постоянно, осталось пользоваться.
Можно ли такой игрой, построенных на гормонах, «запудрить» себе мозг? И правильно ли это с точки зрения морали — обманывать себя? Можно! Если что-то облегчает вам и вашим детям жизнь и при этом не вредит окружающим, вопрос снимается.
О чем важно помнить, когда мы хотим превратить дело в игру
Для того чтобы игра удалась, надо помнить о трех условиях:
1. Деятельность не должна прерываться. Погружаясь в игру (в задачу, поставленную в игровой форме), стоит заранее убрать все отвлекающие факторы.
2. В игре всегда есть отслеживание прогресса и понятный план действий — это снижение барьера «я не знаю, как».
3. У деятельности (игры) должны быть цель. Мозгу нужно задать вектор движения, даже если в конце будет не что-то реальное в виде обещанного «пирожка» с полки. Если особого смысла в деле нет, его надо обязательно придумать, только после этого жизнь играет новыми красками.
4. В игре всегда есть поощрение — награды, рейтинги, дополнительные аватары, цвета, иконки и уникальная броня. Специалисты по созданию игр никогда не скупятся на призы, специально прорисовывают сотни и тысячи вариантов. И это работает!
Почему-то в обычной жизни мамы и папы об этом забывают.
Мы привыкаем, что делать зарядку — это нормально, и чистка обуви тоже нормально, и уроки, и приготовление завтрака. Мы забываем, что как только из фокуса внимания, интереса и поощрения дело исчезает, оно автоматически переходит в список ненужных событий.
Не скупитесь на поощрения. Грамоты, медальки, наклейки — это работало для детей 20 лет назад и работает сейчас.
5. Игра богата возможностью перевоплощений. Перевоплощение — это резкий уход от реальности, где мозгу нужно осознать себя в новых (и потому интересных) условиях.
Как использовать перевоплощения на практике
1. Меняйте окружающую обстановку
Надоела зарядка дома — делайте ее на улице, надоела на улице — делайте на лестнице в подъезде. Разрешите ребенку сделать уроки на ковре: от этого мгновенно не испортится его позвоночник и не упадет зрение, а мотивации прибавится (а нервов у мамы — не убавится).
2. Меняйте социальные роли
Задавайте человеку другую социальную роль. Скажите сыну, что сегодня он проводит зарядку, так как именно он — взрослый и сильный тренер. Скажите подчиненному, что сегодня он не готовит отчет по социальным сетям, а предлагает на собрании креативную идею оформления спецпроекта. Менять роли — не опасно, а здорово и полезно.
3. Придумывайте новые форматы взаимодействия в группах
Хорошие начальники меняют людей в малых работающих группах, давая возможность изучить новые лица и форматы взаимодействия. Учителя вполне могут позволить себе пересадить ребят в классе.
4. Давайте привычным вещам новые имена
Игра — это когда мы говорим, что сегодня бумажка будет обозначать золото, а волшебный бант — пропуск в Зазеркалье. Мозг в этот момент начинает думать по-другому. Скажите своим детям: сегодня уборки не будет, никто не идет мыть полы! Вместо этого мы берем волшебный скафандр и отправляемся истреблять микробов нано-тряпкой. Враг не скроется от целого отряда специально подготовленных бойцов!
Как создавать игры для себя и для других людей
Чтобы превратить любое дело в игру или приключение, держите под рукой мой чеклист и по возможности включайте в деятельность ребенка все или некоторые элементы. И помните, что это работает не только с детьми.
— Дать ребенку цель — Привлекать в игру новых игроков. — Убрать отвлекающие факторы. — Не скупиться на поощрения. — Дать возможность творчески себя реализовать. — Устроить соревнования. — Постоянно практиковать перевоплощения.
Фото: Depositphotos
О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!