Как не упустить момент и успеть насладиться детством: колонка мамы
Как быть родителям, чтобы не перегрузить чадо разнообразными ежедневными занятиями, дать ему вдохнуть запах беззаботного детства? Ведь на него отведено совсем немного времени.
Наша читательница, мама двоих детей Рузанна Козлюк поделилась своим опытом воспитания детей и рассказала, какой она нашла компромисс, чтобы у ее детей было счастливое детство. Публикуем полный текст ее колонки.
Кстати, вы тоже можете поделиться с нами своим опытом!
Мы спешим. Останавливаемся ненадолго. И опять забег. Временами подгоняем себя, чтобы везде успеть и нигде не отстать. И так всегда.
К детям такое же отношение. Спешим сделать их умными, начитанными не по возрасту. Зачем оно нам нужно? Откуда взялась эта мания родителей ускорить процесс развития детей?
Все неспроста. Современные родители осознают, что сами подвергаются давлению со стороны общества, под которым начинают оказывать еще больше давление на своих детей.
Все начинается с самого малого возраста, когда мамы обсуждают своих детей на детской площадке. Одни гордятся достижениями, вторые переживают, если что-то не так к определенному возрасту. Подгоняют их и спешат ускорить процесс развития. К пяти годам практически все родители начинают активную подготовку к школе, так как сегодня мы не просто идем туда, а поступаем. Эта гонка продолжается всю жизнь. И так всегда было. Родителей не в чем винить. Единственное отличие сейчас — информационный век, который диктует свои стандарты, а общество, как невидимая рука в экономике, форсирует и тихо подталкивает нас, родителей, к действиям.
Мы понимаем: чтобы быть успешными, нужно знать пять языков, быть экспертом в своем деле. Занимать достойную нишу и быть вне конкуренции. Всю жизнь мы гонимся, чтобы стать финансово независимыми, дабы обеспечить спокойную старость себе и своим детям. Если мы в чем-то не преуспели, карабкаемся, чтобы выжить и поддерживать комфортный уровень жизни, мы стремимся не допускать своих ошибок с детьми.
Все, чего хотят родители, — обеспечить хорошее будущее своим детям.
Я также в свое время «ударилась» в раннее развитие своих детей. Масло в огонь подлила книга Масару Ибуки: «После трех лет уже поздно». В моей голове наш день был расписан чуть ли не по минутам. Утром и вечером занятия. Прогулки два раза в день, в перерывах живопись, которая сопровождались Моцартом и Бахом.
Да-да, все это было.
Мои дети к трем годам говорили по-английски лучше, чем среднестатистический взрослый человек в России. И не скажу, что я их заставляла. Я отлично понимала, что перегружать маленький мозг нельзя. Я подавала все в игровой форме. Согласитесь, грех не воспользоваться моментом. Дети действительно до трех лет впитывают все, что попадается на их пути. Быстро и просто.
Не жизнь, а мечта. Я была довольна собой. Но тут пришло время сада, и я поняла простую истину. Все эти знания, которые я давала детям, были очень важны, но они никак не могли компенсировать и покрыть те переживания, которые у меня родились.
Поиски подходящего сада навели на меня грусть. Кто будет любить их так, как я? Кто будет заботиться о них так, как я? Никто. Это удел мамы.
Я это понимала. Любви я не ждала. Ни от кого. Дело было в другом. На тот момент я наконец осознала, что знания необходимы, но не ценой детства, которое улетает так быстро.
Я вспомнила свое. Там не было место занятиям, пусть даже в игровой форме. Вместо них было лазанье по деревьям, ноги, покрытым синяками, и ощущением свободы. Свободы, которой нет у моих детей сейчас. Именно она «заставила» меня переосмыслить все то, к чему я стремилась до этих трех лет.
Сказать, что я жалею, не могу. Я вкладывалась в них всей душой. Все не зря. Но теперь мне хотелось изменить свой же подход. Воссоздать чуточку своего детства для них. Впереди нас ждал сад. Все, что хотелось мне от него, — это просто внимание к моим детям. Уважение и человеческое отношение к ним. Обычные сады не подходили по одной простой причине. Я не могла позволить себе частые «посиделки» дома, которые растягивались на месяц. Сначала один заболевал, через неделю второй. Мой принцип был прост: чем больше детей, тем больше заболеваний.
Я быстро перешла на частные. Это совершенно другой мир, по сравнению с обычными. Как говорится, любой каприз за ваши деньги.
В программе обучения и английский с носителями, и китайский. Музыка, балет, лего, программирование. Одним словом, все, что пожелает ваша душа.
Интересно, а вы слышали про нейройогу? Я, честно говоря, никогда. По крайней мере до сада. Что это — очередной развод за наши большие деньги или последнее ноу-хау для «правильного» развития детей? С нейропсихологами я хорошо знакома. Это люди незаменимые, и многие дети в них действительно нуждаются. Но чтобы нейройога?
В любом случае вся программа, которую мне предлагали, звучала «здорово», но все, что мне хотелось на тот момент, — это пробежать ее одним глазом и спросить: «А человечность есть в меню? Она входит в основное или за отдельную плату?»
Моя история с садом закончилась благополучно. Я нашла, что искала, мне очень повезло.
Все, что я хотела вам сказать, — это:
• обращайте внимание на то, куда ходят ваши дети. Присматривайтесь, спрашивайте у них: что конкретно им нравится, а что нет. Как там к ним относятся? Дети, особенно маленькие, не могут постоять за себя, но они хорошо запоминают свои чувства;
• не всегда за деньги можно купить отношение. Оплачивая дорогой сад, школу, вы покупаете знания, комфортное пребывание детей там, но это не гарантия уважительного и простого человеческого внимания к ним.
Что касается меня, я всегда буду охотиться за знаниями, но теперь уже не спеша. Мои дети успеют их получить. В школе, в институте. Вся жизнь впереди.
Но я боюсь упустить детство, в которое не заложила такие простые, базовые ценности, как человечность.
А какое детство у ваших детей?