Путь бойца: как девочка с пороком сердца стала солисткой танцевального ансамбля
© личный архив Натальи Левицкой-Филипповой
Часто тяжелый диагноз ребенка становится приговором на всю жизнь. Но когда родители слышат печальный вердикт врачей, у них всегда есть выбор: опустить руки и плыть по течению или бороться за здоровье ребенка до последнего в надежде сделать его жизнь счастливой и полноценной.
Когда Наталья Левицкая-Филиппова услышала, что ее дочке поставили диагноз «порок сердца», она, не раздумывая, выбрала второй вариант. И не прогадала.
Сегодня Наталья рассказала о непростом пути, который ее семья прошла, чтобы подарить дочке возможность исполнить мечту — посвятить жизнь танцам.
Будучи художественным руководителем прославленного детского народного хореографического ансамбля, я отвечаю в коллективе не только за всех участников нашей большой творческой семьи, постановку номеров, репетиционный график, гастроли, но и за здоровье собственной дочери.
Я впервые рассказываю историю о том, как ансамбль помог моему ребенку вернуться к здоровой и счастливой жизни.
Я выросла в семье легендарного детского хореографа и основателя ансамбля «Калинка» Александра Николаевича Филиппова. Этот человек не мыслил себя без танцев и передал эту удивительную любовь мне.
Поэтому когда 16 лет назад у меня родилась девочка, мы сразу стали мечтать о продолжении хореографической династии. Мы стали предсказывать, что внучка обязательно пойдет по стопам знаменитого дедушки и продолжит династию Филипповых.
Марго родилась недоношенной. И хотя нас быстро (в течение месяца) выписали из больницы, когда дочери исполнилось 4 месяца, ей поставили страшный диагноз — порок сердца.
Врачи долго ее обследовали и пришли к выводу, что нужно выписать сильные препараты.
С этого момента ее держали на очень тяжелых медикаментах, и в 11 месяцев, когда делали очередное обследование, сказали, что операции не избежать.
Для меня как для матери это было громом среди ясного неба. Врачи объяснили механику операции, сказали, что она будет проходить на открытом сердце с искусственным кровообращением, с остановкой сердца и фильтрацией легких. Самое страшное, что гарантировать положительный исход врачи не могли, поэтому мы должны были быть готовы ко всему. Принять это было невыносимо.
Я пыталась выяснить, есть ли какие-нибудь другие варианты лечения. Однако врачи объяснили, что у нас только два пути. Первый — операция с риском летального исхода, но при этом с большой вероятностью получить после нее более-менее здорового ребенка. Второй путь — безоперационное лечение, однако уже тогда оно не давало для дочки видимого эффекта.
Поэтому в год Марго провели тяжелую операцию. Это был очень непростой период для нашей семьи. В тот момент мы и не думали, что Марго когда-то сможет выйти на сцену. При выписке врачи сказали слова, которые навсегда отпечатались в моей памяти:
«Ваша дочка — необыкновенно сильный человек, несмотря на то, что ей всего лишь год. Она боец и лидер по натуре, благодаря этим качествам она выжила».
После операции было 4 года реабилитации. Когда период восстановления закончился, первое, что мы сделали, — проконсультировались со врачами, можно ли отдать дочку в «Калинку». Врачи разрешили нам заниматься, отметив, что физические нагрузки надо давать постепенно, ведь ребенок прошел через сложную операцию и реабилитацию.
Марго была активной девочкой и хотела общаться с другими детьми. В период восстановления она не имела такой возможности, и ее другом был только старший брат. Можете представить, с какой радостью ребенок пришел в танцевальный коллектив?
Она мгновенно влилась в группу, а через некоторое время проявила лидерские качества. Постепенно занятия в ансамбле прочно вошли в ее жизнь.
Однако через 2 года занятий дочку опять поставили под наблюдение врачей.
После очередных обследований доктора вынесли вердикт: с хореографией пора заканчивать, танцы дают такие нагрузки, которые Марго не может себе позволить.
Со слезами дочку пришлось забрать из «Калинки», для нее это был безумный удар, но врачи сказали, что ей нужно заниматься спортом, желательно, чтобы это было плавание. Доктора говорили: «Старайся, работай. Постепенно восстанавливай свое здоровье. Возможно, ты еще выйдешь на сцену, но тебе нужно набраться терпения и приложить усилия для восстановления своего здоровья. Будь очень аккуратной».
Придя в бассейн, Марго умоляла меня записать в то место, которое хоть как-то связано с танцами и музыкой. В нашей ситуации это могло быть только синхронное плавание. Но там нам с таким диагнозом сказали твердое «нет».
Тренеры не были готовы брать на себя такую ответственность и рисковать, так как это были очень тяжелые физические нагрузки.
Поэтому дочку отдали в классическую секцию плавания, но даже там многие тренеры убеждали нас в том, что ей требуется индивидуальный подход.
Марго была категорически против индивидуальных занятий. Как и сказали тогда врачи, она по своему характеру лидер, человек, который любит бороться и конкурировать в здоровом смысле слова, а также нуждалась в общении. И дочку, на свой страх и риск, взял в группу прекрасный тренер.
Через год Марго стала получать первые места в плавании, несмотря на ее операцию и тот факт, что она всегда была очень маленькой. Ведь, как известно, пловчихи достаточно крупные и сильные. В комиссии всегда удивлялись, как такая маленькая девочка может первой приходить к финишу. Эти качества бойца и лидера всегда в ней проявлялись и, несмотря на деформацию грудной клетки и другие особенности, она отлично справлялась с нагрузками.
По рекомендации врачей нам надо было исправить деформацию с помощью операции, но Марго смогла решить эту проблему без хирургического вмешательства: она долго и упорно выполняла упражнения в бассейне, которые помогли вытянуть грудную клетку.
Несмотря на то что она добивалась успехов в плавании, ее всегда тянуло обратно в ансамбль, ей очень хотелось танцевать, но доктора просили повременить.
В 10 лет дочке снова разрешили под пристальным наблюдением врачей вернуться на сцену.
Это был день счастья. Все, что она делала в бассейне, было направлено на укрепление здоровья. Плавание было одной из ступеней для того, чтобы вернуться в коллектив. Марго понимала, что этого этапа не избежать, и прошла его с достоинством.
Дочка была бесконечно счастлива, когда вернулась в ансамбль. В первый год она сильно отставала от группы, в которой занималась раньше. В хореографии каждый танцевальный класс — это шажочек вперед. И когда Марго на 4 года выпала из ритма, было естественно, что все ее подружки на тот момент оказались на 100 шагов впереди.
Так что моей девочке пришлось временно уйти в группу помладше. Но она в свое время мне сказала:
«Ничего страшного, я наверстаю и все равно буду заниматься со своими девочками. Я все смогу».
И за год она наверстала упущенное в группе младше по возрасту и в итоге вернулась в свою группу.
Я, честно говоря, не знаю, что стало для нее главной мотивацией: подружки, любовь к танцам или ее волевой характер. Думаю, все в совокупности. Все вместе дает жизненный стимул детям жить, развиваться, учиться, преодолевать сложности, связанные не только с психологическими факторами, но и с физическими. После операции никто нам ничего не гарантировал. Говорили только, что ее характер ее спасет.
Можно сказать, что врачи были на 100% правы. Благодаря ее характеру, целеустремленности и дружной сплоченности в коллективе, она справилась. Ребята в «Калинке» были единой семьей. После стольких лет вместе они становятся не просто друзьями друг другу, а братьями и сестрами. Друг ради друга они готовы преодолевать любые сложности, быть рядом, вместе идти к цели.
Я сама, пройдя «Калинку» и профессиональную сцену, совершенно по-другому посмотрела на наш коллектив, потому что он является одним из главных факторов в жизни моей дочери, который ее спас.
Я счастлива, что моя дочь здорова, и безумно благодарна ансамблю за то, что он есть.
Что еще важно упомянуть, так это то, что в коллективе до последнего момента почти никто не знал, что Марго — внучка Александра Николаевича.
Во-первых, об этом не принято говорить и не принято делать акценты на родственных связях. У нас в коллективе танцевало много родственников и знакомых Александра Николаевича, и никому об этом громко не заявлялось. Но даже если знали, то акцента никогда на этом не ставили.
Во-вторых, в коллективе все абсолютно равны и едины. Благодаря этому создается семейное отношение в коллективе, нет границ между родственниками и не родственниками. И благодаря этому дети раскрываются, несмотря на свои психологические и физические недуги.
Фото: Shutterstock/VOSTOCK, личный архив Натальи Левицкой-Филипповой, Visualrian.ru