«Всем детям нужны куклы, и мальчикам тоже»: интервью с кукольным мастером Ксенией Сырковой
Кукла — одна из архетипичных игрушек для детей. Раньше ее мастерили из веток и соломы, кукурузных початков, а глазки и носик рисовали углем. Потом появились более проработанные модели — из дерева, фарфора и, наконец, всем знакомые резиновые и пластиковые пупсы. Чтобы как-то украсить их, мамы с дочками сами шили для них одежки, строили дома.
Сейчас у родителей нет необходимости тратить время на создание игрушек. Полки магазинов переполнены Барби, говорящими и писающими пупсами, куклами с домами и гардеробом. Однако именно сейчас, когда семьи могут позволить себе приобрести самые разные куклы, все больше мам стараются сшить их для своего ребенка самостоятельно.
Такой мамой стала и Ксения Сыркова. Впервые Ксения смастерила куклу для своей старшей дочери три года назад, не думая, что вскоре она станет автором трех сотен тряпичных девочек и мальчиков, а также будет учить других шить игрушки.
Ксения начинала с классических вальдорфских игрушек. Сейчас в ее Мастерской Настоящих Кукол от вальдорфского прошлого остался только качественный хлопковый материал. Тряпичные дети детально проработаны и обладают уникальной внешностью и характером.
Читайте также
В пошиве кукол мастеру помогает муж — он придумывает технологии, которые упрощают процесс работы, а также подруга из Финляндии, которая присылает для «малышей» вязаную одежку. Игрушки мастера наполнены рукотворным теплом и не застаиваются на полках, а почти сразу после изготовления находят новый дом.
Мы поговорили с Ксенией о необходимости кукол в жизни детей, о том, как выбирать игрушки и почему важно, чтобы их было совсем немного.
Расскажите, с чего началась ваша мастерская.
Мы с мужем растим двух дочек. Сейчас им 7 и 5 лет. Шить я начала для них. Делала для старшей дочки кукол из подручных материалов, в основном из старых детских хлопковых трикотажных маек.
Я начала путь кукольного мастера с вальдорфских игрушек, которые просты в исполнении: берется ткань, завязывается в узелок и получается головка, еще два узелка по бокам — и готовы ручки. Такую «тряпочку» может быстро сделать любая мама, и в руках ребенка она оживет. В этом и есть одна из основных идей этих кукол: дети с помощью фантазии сами наделяют простую игрушку внешностью и характером.
По канонам вальдорфской педагогики (альтернативная педагогическая система основанная на антропософских учениях Рудольфа Штайнера – прим. редакции) кукол шьют без глазок и носика, с минимальным количеством одежды.
Мои работы совсем другие — их внешность проработана гораздо больше.
Почему? Что вас подтолкнуло делать более сложные игрушки?
Во-первых, мне как мастеру интересно углубляться в процесс проработки деталей: делать глаза, нос, локоточки, пупок, попу, коленки.
Во-вторых, не всем детям нравятся слишком простые игрушки.
Ребенок, получая вальдорфскую куклу, иногда спрашивает: «Почему она без глаз? Почему такая необычная?» Некоторые малыши даже пугаются ее. И я могу их понять. Современные дети привыкли к детальным игрушкам — они не знают, как в эту «тряпочку» играть.
Поэтому в своих куклах я соединила современный и вальдорфский стили. У них красивые глаза, носики. Есть одежда, которую можно расстегнуть и снять, волосы, за которыми необходимо ухаживать. При этом они сшиты из натуральных мягких материалов.
Дети, встречаясь со своим подарком, всегда стараются обнять его, приласкать.
Что еще для вас важно в куклах?
Для меня главное, чтобы кукла была добрая, гармонично сложенная. Я против гримас, крови, клыков.
Игрушка воплощает образ человека. И ребенок, играя в нее, всегда соотносит себя с ней. Так пусть она воспитывает чувство прекрасного, чувство стиля.
А как вы относитесь к куклам с особенностями внешности — должны ли куклы передавать несовершенство нашей жизни?
Все мои работы разные, со своими особенностями. Мне нравится, когда у тряпичных мальчиков и девочек получаются толстые щеки. Это выглядит очаровательно.
Я не шью кукол на инвалидных колясках и без рук или ног — не вижу в этом смысла. Дети с особенностями, безусловно, нуждаются в игрушках. Но нужны ли им игрушки с особенностями? Меня ни разу не просили сшить что-то подобное. Я не уверена, что ребенок на коляске захочет играть в особенную куклу.
Зато у нас есть «детки» в очках. Когда я выставила их на продажу, то получила большой отклик. Мне писали:
«Мой ребенок тоже в очках, как здорово, что вы расширили ассортимент!»
Какое оптимальное количество кукол должно быть у ребенка?
Я уверена, что совсем немного. Все, что окружает малыша, западает ему в душу. Ребенок просто не в состоянии запомнить и принять большое количество игрушек. Из-за перенасыщенности пространства вещами у детей в голове случается хаос: родители продолжают покупать все новые вещи, но ребенок не может справиться с их количеством, его ничего не интересует.
Обратите внимание, даже если дом завален машинками, куклами, кубиками, как правило, малыш выберет максимум пару предметов и будет играть только с ними.
Потом за игрушками надо ухаживать. Наших кукол и их одежду необходимо время от времени стирать, расчесывать им волосы. Выполняя регулярно эти действия, дети учатся заботе, терпению. Это важный момент в их воспитании.
Существует стереотип, что мальчики в куклы не играют. Что вы об этом думаете?
Всем детям нужны куклы, и мальчикам в том числе, несмотря на то что они больше любят играть в машинки или забивать гвозди.
В нашем магазине родители часто покупают пупсов для своих сыновей: мальчишки играют в них, укачивают, берут с собой на прогулки и в поездки.
Это только подтверждает, что игрушку надо выбирать, руководствуясь, не гендерными стереотипами, а желаниями малыша.
Есть ли какие-то правила для родителей по выбору кукол для детей?
Чем меньше ребенок, тем большего размера должна быть кукла. Малышам важно обнять пупса, почувствовать тактильный контакт.
Когда дети становятся старше, их начинают интересовать детали игрушки. Девочкам 8-10 лет нравится все миниатюрное — маленькие домики, бантики, цветочки. И куклы должны быть соответствующими — с крошечными платьями и ботинками.
На что еще обратить внимание… Важно, чтобы образ куклы был гармоничным: голова не была больше тела, а глаза не занимали половину лица. Лучше отдать предпочтение натуральным материалам — игрушка, сделанная из мягких тканей, приятнее на ощупь. Через прикосновения ребенок налаживает связь с миром, учится чувствовать собственное тело.
Все эти рекомендации конечно можно учитывать, но главное не они.
Мне кажется, что куклу надо выбирать сердцем. У вас внутри должно быть ощущение, что вы смотрите на игрушку и понимаете: «Она — моя».
_Фото: архив Ксении Сырковой _