Опубликовано 25 мая 2020, 09:00

Лысые, толстые, с протезом: как влияют на детскую психику куклы с «физическими недостатками»

Узнайте, стоит ли покупать своему ребенку нетипичную куклу.
Лысые, толстые, с протезом: как влияют на детскую психику куклы с «физическими недостатками»

© Depositphotos

Сегодня компании по производству кукол значительно расширяют свои линейки. Появились модели с необычным цветом кожи, полной фигурой, в очках, а также в инвалидном кресле и с ногой-протезом. Сейчас можно приобрести куклу с признаками каких-то нарушений здоровья, например лысую или с кожной болезнью витилиго.

Многие родители сомневаются: а не нанесет ли вред детской психике игра с такими куклами? За ответом мы обратились к семейному психологу Ольге Романив romaniv.olga.

Ольга Романив

Ольга Романив

Давайте начнем наш разговор с того, зачем вообще нужны куклы ребенку. Все без исключения знают, что через игру маленький ребенок учится познавать мир. Поэтому куклы являются одним из инструментов, способствующих познанию.

В психологии куклы — это достаточно широкое понятие. К ним можно отнести не только забавных пупсов или куколок в красивых нарядах, но и фигурки представителей животного мира, сказочных персонажей, солдатиков, героев мультфильмов и так далее. Все это своего рода «куклы», задача которых — помогать ребенку играть — моделировать ситуации, награждать своих персонажей характерами, речью, чувствами и восприятием.

С точки зрения психологии куклы бесценны, так как они помогают становлению личности ребенка.

Если мы хотим, чтобы наш ребенок развивался как полноценная личность и имел представления о том, какие животные населяют нашу планету, мы покупаем ему фигурки животных — домашних и диких.

Конечно, можно и на картинке показать ребенку слона, объяснить, чем он отличается от курицы, и закрыть этот вопрос навсегда. Так же можно поступить и с другими представителями фауны. Но мы — продвинутые родители и понимаем всю важность тактильных ощущений в развитии маленького ребенка. Мы знаем, что ему нужно самому изучить фигурки животных, прочувствовать их отличия, поиграть с ними, и тогда он не будет путаться и будет без запинки отличать их друг от друга.

Так мы поступаем всегда: покупаем детям разных кукол, чтобы они понимали, чем рыцари в доспехах отличаются от солдатиков, пупсы от куколок в красивых нарядах.

Лысые, толстые, с протезом: как влияют на детскую психику куклы с «физическими недостатками»

© Depositphotos

Ребенок понимает, что объединяет куклу, изображающую малыша, и ту, которая явно похожа на взрослого человека, у него есть возможность сравнить их самостоятельно и придумать для каждой свою игру.

С точки зрения взрослого человека, для которого игрушки — это, скорее, подарки, а не инструмент изучения мира, нетипичные куклы — толстые, лысые, в очках, в инвалидных креслах или с признаками каких-то заболеваний — это, конечно, ужасные явления. Совершенно непонятно, с какой целью существующие. Они считают: мир же идеален и прекрасен, в нем нет места толстым и лысым людям, людям с другим цветом кожи, тем, кто каким-то образом отличается от нас

Такие люди переживают, что толстые куклы в очках могут нанести непоправимый урон детской психике. Поэтому для них предпочтительнее дарить своим детям игрушки, прошедшие их цензуру по красоте.

Но игрушки выполняют совершенно другую цель — они призваны в первую очередь развивать ребенка и давать ему представление о том, как устроен этот мир.

Если в этом мире есть место тиграм, слонам и обезьянкам, почему куклы должны быть только с идеальными модельными параметрами, тонкой талией и пышным бюстом? Они должны быть разными, чтобы ребенок рос с пониманием, что каждый человек — индивидуальность, что есть другие люди, в чем-то непохожие на всех, но они по большому счету ничем не отличаются и имеют право участвовать в общей игре.

Такие игрушки учат принятию.

Лысые, толстые, с протезом: как влияют на детскую психику куклы с «физическими недостатками»

© Depositphotos

В нашем обществе с этим пока проблематично. Людей, которые в физическом или психологическом плане отличаются от большинства, общество в основном не принимает. Только вдумайтесь, сколько лет понадобилось нашей стране для того, чтобы обеспечить пандусами места общественного пользования, подъезды, поликлиники и магазины. А ведь люди на колясках ничем от обычных людей не отличаются — они так же хотят ходить гулять, посещать поликлиники, отправиться куда-то на метро.

Но общество как будто вычеркнуло их из своих рядов, как будто их нет: сидите дома и не высовывайтесь, казалось, говорило им общество. У ребенка должны быть нетипичные игрушки для того, чтобы он рос гармоничной личностью, умел сопереживать и не видел проблемы в физических недостатках. Чтобы он воспринимал их как нечто само собой разумеющееся, а не причину закрыться от этого кирпичной стеной, как будто этого не существует.

На самом деле, у многих детей есть свои нетипичные игрушки: куклы с оторванными руками, ушами и другими поломками, солдатики без каких-то частей тела, животные, потерявшие хвосты. Дети с этими игрушками не спешат расставаться, потому что очень часто кукла, пережившая частичную потерю волос и лишившаяся руки, является самой любимой, и с ней никак нельзя попрощаться, хотя вид у нее даже хуже, чем у лысой и толстой в очках.

Просто у любимых мы недостатков, даже физических, обычно не замечаем.

Не переживайте за детскую психику, сознание детей чистое, незашоренное. Ребенок не увидит несовершенства, пока вы ему этого не подскажете сами.

Фото: Depositphotos

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!