Я лично проверяю каждый мультфильм, который смотрит моя дочь: колонка Дианы Ходаковской
Если это так (а доводов в пользу этой точки зрения можно привести немало), то панику многих родителей по поводу информационного поля, в котором живут дети, вполне можно понять.
В своей новой колонке ведущая кулинарной рубрики программы «Доброе утро» на Первом канале, мама полуторагодовалой Нины Диана Ходаковская рассуждает о нравственности в модных мультфильмах, кино и книгах и о том, как родителям не увязнуть в информационном мусоре.
Признайтесь честно, не возникало ли у вас при просмотре любимого многими детьми яркого мультфильма «Маша и Медведь» чувства щемящей жалости к бедному мишке?! Лично у меня дергается глаз, когда я вижу, что вытворяет эта маленькая своенравная девчонка.
Задаю себе вопрос «Чему этот мультфильм научит моего ребенка?», ведь дети эти посылы впитывают как губка, а образ медведя напрямую ассоциируется с родителем, в данном случае со мной, мамой.
Если во время просмотра мультфильма эта модель неправильного поведения будет ребенку не расшифрована и не объяснена, то она прочно врежется в детское сознание. А ведь дети невольно начинают подражать персонажам...
Родители, которые не обратили внимания на сюжет мультфильма, часто потом никак не могут понять, почему в их ребенке вдруг проснулись эгоизм, заносчивость, потребительское отношение ко всему.
Чтобы как-то обозначить свою мысль, давайте изначально разберемся, что такое нравственные ценности и почему они так важны для любого человека.
В качестве эталона, который определяет критерии «хорошо» и «плохо», я беру традиционную семью. Традиционной я называю семью, члены которой чтят верность, честность, щедрость, трудолюбие, взаимопомощь, с добротой и уважением относятся друг к другу (особенно к старшим родственникам). Именно эти качества мне хочется привить своей маленькой дочери Нине.
Но, к сожалению, в XXI веке огромное влияние на человека оказывают СМИ!
Поэтому тот видеоконтент, который нам предлагает телевидение, я проверяю цензурой на критерии «хорошо» и «плохо».
Как я это делаю, как я нахожу на это время, спросите вы. Я расскажу вам про свой путь.
Когда моя дочь заинтересовалась телевизором (а он обычно у нас выключен), я нашла детский канал. Сначала меня ничего не насторожило и не напрягло. Но потом рекламные ролики заструились с экрана какими-то яркими кислотными красками, ничего не имеющими общего с представлениями об эстетике… Я, отлично осознавая восприимчивость психики детей в столь нежном ангельском возрасте, моментально выключила этот канал и отправилась в интернет на поиски старых добрых советских мультфильмов.
Углубившись в эту тему, промониторив сайты, форумы и чаты, я нашла много единомышленников!
Оказывается, существуют целые сообщества, в которых на благо наших детей работают внимательные «цензоры».
Конечно, у меня нет возможности пересмотреть весь материал (это сложно, да и не нужно). Но зато на основании прочитанного я сформировала свой список сказок, фильмов и книг (по возрастным группам) и отметила для себя мультфильмы, которые могут похвастаться гениальной художественной работой мультипликаторов. Затем я нашла человека, кто помог мне закачать на жесткий диск все эти творения.
Мультипликация — волшебное искусство, которое глубоко врезается в мозги наших малышей и воссоздает для них определенную картину мира. Это и любовь, и созидание, и сострадание, и сопереживание, и смех, и слезы, и любовь.
Лично я рекомендую «Анимационное наследие Беларуси» (более 100 мультфильмов) и сборник мультфильмов «Гора самоцветов» — это крупнейший проект в истории отечественной анимации, который создан по сказкам народов России.
Согласитесь, подход «фильтрования» и «цензуры» куда лучше, чем позиция «пусть все идет как идет».
Родителям я советую не пренебрегать возможностью вместе с ребенком обсудить поведение персонажей мультфильма, дать комментарии их поступкам, правильно расставить акценты, чтобы у малыша не было путаницы, что хорошо, а что плохо. Умение занять ребенка, увлечь его важным делом, придумать совместное интересное занятие — все это помогает развеять скуку, которая зачастую пробуждает в чаде желание смотреть в экран.
Не меняйте часто репертуар. Показывайте один и тот же мультфильм много раз.
Дети — консерваторы, они любят закрепление и повторение. Частая смена сюжетов не идет им на пользу. Просматривая одну и ту же мультипликацию, каждый раз они открывают для себя что-то новое, дорисовывают сюжет, проживают эту историю. Не спешите показать им все и сразу!
Это что касается мультфильмов. Но если быть совершенно откровенной, я считаю, что необходимо как можно раньше начинать читать своим детям. В первую очередь постоянным должно стать чтение стихов (желательно с полугодовалого возраста). Когда дети воспринимают информацию именно таким образом, у них вырабатывается ритм и музыка рифмы.
Важно, чтобы мультипликация была лишь вспомогательным источником познания и вдохновения, а основное дети получали путем живого общения с родителями и чтения книг.
Я понимаю, что окружающая действительность внесет в жизнь моего ребенка свои коррективы. Но заложить базу, на основе которой будет делаться выбор в будущем, я считаю своим долгом!
Фото: личный архив Дианы Ходаковской, Instagram@diana.khodakovskaya
Читайте другие колонки Дианы Ходаковской:
Не ждите! Подходящий момент для материнства не наступит никогда
Как я решила для себя вопрос прививок
Как я отказалась от перфекционизма и стала просто достаточно хорошей мамой
Как я научила ребенка спать всю ночь, не просыпаясь
Как грамотно организовать длинный отпуск с малышом