Опубликовано 28 декабря 2017, 07:05

«В театре ребенок начинает познавать вещи, о которых он не задумывался»: интервью с Юрием Грымовым

Режиссер рассказал об уникальном спектакле, который он с командой готовил 3 года, и о том, почему театр так важен для современного ребенка.
«В театре ребенок начинает познавать вещи, о которых он не задумывался»: интервью с Юрием Грымовым

Спектакль Юрия Грымова «Затерянный мир» по одноименному роману Артура Конан Дойла вот уже 4 года имеет большой успех среди детей и их родителей. Сложные декорации, притягательный сюжет и поражающие натуралистичностью динозавры приводят зрителя в восторг. Причем как юного, так и взрослого.

В эти новогодние каникулы с 2 по 8 января «Затерянный мир» впервые покажут на сцене московского театра «Модерн». «Летидор» встретился за кулисами спектакля с его режиссером-постановщиком Юрием Грымовым и узнал не только об истории создания и уникальности представления, но и об отношении мастера к современному театру для детей.

Юрий Вячеславович, расскажите, почему вы решили поставить спектакль для детской аудитории?

Мне кажется, что театр — это как раз то место, где ребенку интереснее, чем дома. Если спектакль отвечает сегодняшнему дню, запросам современного ребенка — это всегда востребовано. Театр очень важен для ребенка, ведь родитель не все может рассказать, не всегда хватает сил и времени, а в театре можно многому научиться.

В художественной форме, то есть в театре, ребенок начинает познавать вещи, о которых он не задумывался.

«Затерянный мир» Артура Конан Дойла был экранизирован несколько раз, но спектакль никто не решался поставить. Почему вы решили поставить спектакль именно по этому произведению?

Потому, что сделать это было очень интересно и крайне сложно. Например, воспроизвести художественным образом старый Лондон, а потом джунгли. Очень сложно было сделать динозавров, а без них спектакль невозможен.

Хотя тут есть очень важный момент: спектакль — это не аттракцион. Люди, которые приходят в парк динозавров, смотрят на них и уходят, понимаете? А у нас все-таки драматический спектакль, где есть сюжет, главные герои, развитие сюжета и динозавры. Они появляются во втором акте, а до этого мы собираемся в поход, обсуждаем, кто они такие, ученые спорят об их существовании.

Поэтому для постановки в театре такие спектакли, как «Затерянный мир», нигде в мире не берут. Хотя экранизаций уже больше двадцати.

«В театре ребенок начинает познавать вещи, о которых он не задумывался»: интервью с Юрием Грымовым

Вы три года готовили этот спектакль. Самой сложной была сценография?

Даже не сценография, а динозавры. Нужно было сделать их максимально реалистичными.

Судя по реакции в зале, 90% детей верят, что это живые динозавры.

Что может удивить поклонников Конан Дойла, которые придут в первый раз на спектакль? Чем он отличается от книги?

Мы сами писали инсценировку по книге, своего рода пьесу. И изменили немного концепцию, подняв то, чего нет у Конан Дойла. Например, ответственность человека перед живой природой.

У нас в зале дети в едином порыве кричат, клянутся, что не видели живого динозавра, для чего? Для того, чтобы не навредили. Потому что, если люди узнают о существовании живых динозавров, они могут сделать из них парк развлечений, и все остановится. Мои знакомые, посмотревшие спектакль, рассказывали, как дома дети спрашивали: «Мама, ну мы же, правда, не скажем никому, что видели живых динозавров? А бабушке Любе все-таки можно сказать?»

Это все очень трогательно и интересно. Детская реакция яркая. У нас прекрасный свет, интересные костюмы. Это дорогой и очень зрелищный спектакль. Мы его играли 4 года на аудиторию более тысячи человек в зале, и сейчас мы его переформатируем на более маленькую сцену театра «Модерн».

Я уверен, что это незабываемое впечатление для всей семьи: и бабушки смеются, хлопают, и дети — все.

«В театре ребенок начинает познавать вещи, о которых он не задумывался»: интервью с Юрием Грымовым

Юрий Вячеславович, а что именно дети должны унести с собой после просмотра?

Ответственность. Дети должны быть ответственными. Иногда в порыве большого желания развлекаться мы можем уничтожить природу, частью которой являемся. Мы ведь тоже часть природы. И главный посыл в этом. Это спектакль о дружбе и ответственности перед природой, ну и, конечно, это развлечение, в какой-то степени аттракцион. Театр — это красиво и интересно!

На ваш взгляд, ребенку какого возраста будет интереснее смотреть спектакль и что понравится в нем родителю?

Я думаю, что мы правильно пишем шесть плюс. То есть семь, восемь лет — это идеально. Иногда, конечно, приходят родители с трехлетними. Они говорят «мой ребенок такой развитый». Но это ошибка, потому что трехлетний ребенок не может выдержать сорок минут первый акт и сорок минут второй.

А дети, которым 7-10 лет, просто в восторге. Причем мальчик или девочка — не имеет значения, все равно все увлекаются динозаврами, всем интересно смотреть за большими животными.

Современные дети очень любят спецэффекты, родители с удовольствием водят их в кино, на шоу, но эти представления в основном развлекательного характера. А как проводить досуг, чтобы и развлечь ребенка, и одновременно чему-то научить?

Мне кажется, надо ребенка стараться отрывать от компьютера. Даже в своих технических возможностях он более примитивен и упрощает фантазию человека.

Театр, книга, посещение каких-то парков имеют большее значение, нежели компьютер.

Компьютер заменяет родителей и все остальное: двор, песочницу и так далее. Но фантазия становится более скудная, потому что ребенок, играющий с ложкой, может представить, что ложка — это солдатик, кораблик, все что угодно. А компьютер предоставляет все возможности, тем самым выполняя работу вашего мозга, фантазии.

Поэтому, конечно, театр в этом отношении — вещь очень гибкая. Само пространство театра, фойе, вся атмосфера — это очень важно, понимаете? Очень важно.

Как вы считаете, в будущем театр будет так же востребован, например, лет через двадцать?

Театр — уникальное явление, столько лет он существует и будет существовать, потому что есть магия театра: живые люди здесь и сейчас. Каждый спектакль чуть-чуть отличается от предыдущего, потому что в нем участвуют живые люди. Кинематограф с каждым годом меняется в худшую сторону, а театр наоборот.

В театр «Модерн» трудно попасть, надо заранее покупать билеты. И люди ходят, полный зал.

«В театре ребенок начинает познавать вещи, о которых он не задумывался»: интервью с Юрием Грымовым

Кстати, говоря о фильмах, сейчас особенно популярны монстры, разные бесформенные существа. Как вы вообще относитесь к современным детским мультфильмам?

То, что мы называем «детскими», это же мультфильмы для семейного просмотра. Уолт Дисней первый убил детский кинематограф, он перестал снимать детские фильмы и мультфильмы. Его интересовала нажива, и он расширял аудиторию, он убрал детское кино, и стали снимать такое кино для всей семьи: для детей, подростков и их взрослых родителей... А маленькие дети потеряли как таковое наивное, детское кино. Оно исчезло, его в мире нет. Эту задачу раньше выполнял советский кинематограф, когда снимали детские фильмы.

Современное российское кино не развивается, детского кино вообще нет.

Одни считают, что дети сегодня перестали читать, другие — что с развитием технологий появилось больше возможностей для развития ребенка. А что вы замечаете в современных детях?

Мне кажется, что нужно развивать у детей умение рассуждать. Вот это, я чувствую, утрачивается. После спектакля или фильма надо обсудить с ребенком, что он видел, что ему понравилось, что не понравилось, что возмутило, чем очаровался.

Научить ребенка рассуждать — это очень важно.

«В театре ребенок начинает познавать вещи, о которых он не задумывался»: интервью с Юрием Грымовым

А вас сейчас что больше интересует — кинематограф или театр? Для взрослых или для детей?

Театр. Меня интересует театр, потому что в театре есть жизнь. Здесь есть зритель. Кино превратилось в развлекательное, в основном подростковое, мне не нравится. Мне не очень нравится государственная политика в области кино, потому что я считаю, что нельзя заказывать картины к датам. Мне это неинтересно. А театр — это открытая площадка, где можно создавать разные спектакли. И это гораздо дешевле, чем кино. Театр — это то, что нельзя украсть. Это здесь и сейчас, это живое.

Если двадцатый век был веком кино, то двадцать первый век — это век перфоманса, театра, настоящего, живого.

Юрий Вячеславович, вы планируете ставить еще детские спектакли?

Мы собираемся, если все будет хорошо. В следующем году мы хотим поставить в театре «Модерн» «Буратино».

Самый любимый детский праздник уже совсем скоро. Что бы вы могли пожелать детям и их родителям в канун Нового года?

Ходите в театр, читайте книги, чаще встречайтесь со своими друзьями и близкими, я думаю, что нет ничего важнее этого!

Фото: театр «Модерн»