То, как дети поступают в вузы по результатам ЕГЭ, вызывает панику
Как реагировать на просьбу классного руководителя помочь с уборкой в классе, какая сумма считается нормальной для подарка учителю и что вообще происходит с детьми в гонке за высокими баллами по ЕГЭ и ГИА — вопросы, которые интересуют, пожалуй, каждого родителя школьника.
Певица и исполнительница всех золотых хитов группы «Мираж», мама двоих приемных детей и колумнист «Летидора» Маргарита Суханкина — не исключение.
Мои дети — Сережа и Лера — учатся в одной школе недалеко от дома. Это совершенно обычная общеобразовательная школа. В шутку я ее называю «сельской», но это абсолютно не так. Мы живем в Новой Москве, и наша школа благоустроена, отремонтирована и вообще очень хорошая. Как вы знаете, дети у меня погодки, учатся в разных параллелях с разницей в год. Соответственно, у них разные классные руководители, у которых отличается подход к школьным проблемам.
Начну, пожалуй, с Сережи, поскольку он старше.
Перед 1 сентября, когда он должен был пойти первый раз в первый класс, классный руководитель собрал родителей. Она очень вежливо попросила нас прийти в школу накануне Дня знаний и помыть класс — окна, парты, полы и т.д. Все мамы дружно собрались (в том числе и я) — в назначенный час пришли делать генеральную уборку.
Ничего зазорного я в этом не вижу. Это наши дети, им учиться в этом классе. Почему бы и не убраться там общими усилиями? Мне кажется, это справедливо.
При этом в школе есть уборщица, но почему она не убиралась в классе перед 1 сентября, так и осталось для меня загадкой…
Когда на следующий год в первый класс пошла Лерочка, я уже мысленно начала готовиться к генеральной уборке. Но от ее классного руководителя такого предложения не поступило. Разница в подходах меня настолько ошеломила, я даже подумала, может, учительница Леры меня просто жалеет, зная, что я певица и свободного времени у меня не так много.
Потом выяснилось, что классный руководитель дочери никого из родителей уборками не напрягала и решала этот вопрос как-то по-другому.
Год назад, когда пошли разговоры о том, что ни в коем случае нельзя использовать труд родителей, собирать деньги на компьютеры и шторы, мытье классов тут же прекратилось! Хотя повторюсь, лично я ничего криминального в том, чтобы подготовить класс к 1 сентября для своих же детей, не видела. Это нормально.
Более того, совместная уборка сплачивает — все мамочки дружно приходили, убирались, разговаривали, обменивались мнениями, что само по себе было здорово.
С того времени, как появились запреты на привлечение материальной и физической помощи со стороны родителей, закончились также все возможные поборы на нужды класса или школы.
Сейчас у нас в школе введены бесплатные завтраки для учеников начальной школы, а обеды я оплачиваю. На самом деле нам положены льготы, но это не такие грандиозные деньги, чтобы я не могла не потратить их. Тем более всегда найдутся те, кому эти льготы нужнее, чем нам, — люди ими пользуются, и это правильно.
Что касается дней рождения ребят, Нового года, других праздников и подарков учителям, то все родители скидываются на эти мероприятия, как говорится, централизованно. Обычно это происходит на первом собрании после начала учебного года.
Сумма выбирается после общего обсуждения. Как правило, она символическая — 2-3 тысячи рублей «на все про все».
Из этой суммы уже выделяются деньги на подарки детям, на День учителя, 8 Марта, 23 февраля и т.д.
Никаких других поборов в нашей школе нет: мы не оплачиваем ремонт в школе, покупку парт и прочего. Об этом даже речи нет. Можно сказать, наша школа образцово-показательная в этом плане. К тому же у нас в школе организованы бесплатные кружки — ребята остаются после уроков на спортивные занятия или какие-то другие по своему выбору.
Если честно, меня, наверное, сегодня беспокоят больше не поборы в школе, а ситуация с высшим образованием. Потому что она, на мой взгляд, аховая. Все идет к тому, что бесплатного образования в нашей стране, наверное, уже не будет. Все ли родители готовы платить за образование? Не уверена.
То, что сейчас творится с поступлением в вузы по результатам ЕГЭ, вызывает панику.
В прошлом году дочь моих хороших знакомых заканчивала 11-й класс. Девочка несколько лет готовилась к сдаче тестов по разным предметам, занимаясь с репетиторами (естественно, платно). Родители видели ее студенткой МГИМО, поэтому денег на подготовку не жалели. И она действительно усердно занималась, причем последние два года ее учеба в школе и подготовка к ЕГЭ больше напоминали гонку на выживание.
К сожалению, она не добрала пару баллов: то есть «стобалльницей» она не стала и не получила возможности учиться в том вузе, в котором хотела, бесплатно. На сегодняшний момент эта девочка учится платно, как и те ребята, которые сдали «минималку», с английского ее отпускают — она и так все знает.
Ее родители задаются одним вопросом, точнее двумя:
«Зачем мы так мучили ребенка?» и «Зачем мы отдали столько денег репетиторам, если все равно приходится учиться платно?».
Глядя на эту ситуацию, я понимаю, что требовать со своих детей каких-то неимоверных результатов и знаний я никогда не буду, потому что это не имеет смысла. Если что-то у них не получается, я всегда готова помочь, но ругать за оценки, настаивать на сдаче ЕГЭ или ГИА на 100 баллов не буду.
Пусть учатся, насколько хватает сил и возможностей, занимаются спортом, музыкой, танцами, получают удовольствие от жизни, а не участвуют в этой гонке за баллами.
И уж, если откровенно, детей сегодня мне немного жалко — у них практически нет детства.
Уж насколько я была загружена в свое время, выступая в Большом детском хоре телевидения и радиовещания, учась при этом в школе. Но у меня находилось время гулять с друзьями, куда-то ходить, радоваться жизни.
А сегодня у меня полное ощущение, что дети находятся в постоянном стрессе: учеба, тесты, олимпиады, дополнительное образование — все надо успеть, ничего не упустить. А результат, к сожалению, очевидный: как ни старайся, придешь к платному высшему образованию!
Вы согласны? Делитесь мнениями в комментариях!
Фото: личный архив Маргариты Суханкиной