Родители сами виноваты, что их дети одержимы гаджетами
Если вы с завидным постоянством сталкиваетесь с требованием чада сейчас же включить мультфильм, если ваша дочь не может одеваться без «аккомпанемента» в виде ролика любимого блогера, если взамен сеанса чтения сын требует идентичный сеанс компьютерной игры, то колонка певицы, исполнительницы всех золотых хитов группы «Мираж», мамы двоих приемных детей и колумниста «Летидора» Маргариты Суханкиной именно для вас.
Гаджет или книга? Пожалуй, сегодня эта проблема стоит наиболее остро. И, как мне кажется, создаем ее именно мы с вами — взрослые. Протестуете? Сейчас я вам это докажу.
Вспомните, как ваш малыш не хотел с утра есть кашу, и вы, как добросовестная мама, буквально пичкали его едой под включенный на компьютере мультфильм! Или вот другая ситуация: вы пришли в детскую поликлинику, но ваш ребенок, как назло, на ушах стоит и успокаиваться не намерен… Что вы делаете, чтобы утихомирить его? Скорее всего, даете ему в руки свой телефон. А дома, когда вам не хочется играть с детьми или пожаловали гости, вы включаете малышам плей-лист мультфильмов, закачанный из интернета.
Бывало такое? Думаю, да! И неоднократно.
Так кто виноват, что дети предпочитают чтению гаджеты? Правильно: мы с вами!
Потому что не хотим или не можем заниматься воспитанием, не хотим общаться, не играем с ними. Мы приучаем детей к тому, что свободное время можно тратить в интернете за просмотром роликов или за играми в планшете.
Еще один пример: как часто на прогулках, в тех же поликлиниках, на детских мероприятиях мы встречаем мам, которые буквально погрязли в телефоне — они ничего не видят и не слышат, потому что ТАМ протекает вся их жизнь: они лайкают, изучают, просматривают ленту, узнают новости, выкладывают собственные фото.
Что видит ребенок? Он видит маму, которая погрязла в телефоне. В этот момент он делает один простой вывод:
Раз так себя ведет моя мама, значит это правильно, значит так должен вести себя и я.
Дети учатся на нашем примере, копируя наш образ жизни. Если вы отвлечетесь на 3 минуты от экрана телефона, чтобы рассказать ребенку о пользе чтения книг и энциклопедий, боюсь, он вам не поверит, ведь вы всем своим видом демонстрируете обратное. Хотите, чтобы ваш ребенок не зависел от интернета и читал — читайте сами.
Читайте ему, пока он маленький, предлагайте читать вместе, как только он подрастет. Заинтересовывайте его чтением.
Хотя, конечно, мы понимаем, что сегодня без гаджетов никуда. С первого класса школьникам уже надо делать какие-то работы, доклады, презентации. И при этом не воспользоваться возможностями интернета и техническими новшествами было бы глупо и неправильно.
На мой взгляд, школа — это начало того самого периода, когда ребенку можно дать в руки планшет, когда можно учить пользоваться компьютером.
Но, разумеется, не оставлять сына или дочь один на один с гаджетом. Все должно происходить под вашим контролем, то есть использование компьютера должно быть вдумчивым и серьезным. И происходить это должно ради учебы, а не для баловства.
Я достаточно строго отношусь к пользованию интернетом.
Я не считаю, что маленькие дети и младшие школьники нуждаются в страничках в соцсетях.
По одной простой причине: у Сережи и Леры глаза становятся круглыми от того, что они слышат по телевизору. После этого я сажусь с ними рядом и начинаю объяснять какие-то вещи. Это только телевизор, а в интернете негативной информации в разы больше и контролировать ее сложнее! Поэтому для родителей проще до определенного возраста ребенка самостоятельно в виртуальный мир не пускать.
Конечно, можно отключить интернет на планшете и давать ребенку гаджет просто, чтобы поиграть на нем. Я так делаю. Но стараюсь время игры регламентировать. Слежу, чтобы дети не зависали в играх часами, а старались больше времени проводить на свежем воздухе, общаясь со сверстниками. По-моему, это полезней и правильней!
Что же касается средств связи, то начальная школа пока позволяет обходиться без смартфонов. Безусловно, наступит то время, когда мои дети станут взрослее, они захотят пользоваться интернетом и им понадобятся современные телефоны.
Поэтому я уже сейчас пытаюсь донести до них, что интернет — это не основное в жизни.
Принципы воспитания закладываются в раннем возрасте. Если родитель покажет ребенку, что помимо виртуального пространства, социальных сетей есть еще и другой мир (природа, путешествия, поездки, интересный досуг, игры, общение вживую), то есть надежда, что, становясь старше, дети не станут зависать в интернете. В таком случае они будут понимать, что жизнь вокруг намного интересней и разнообразней, чем на экране телефона или компьютера, и станут использовать Сеть по назначению.
Интересная и насыщенная жизнь — это не тогда, когда ребенку покупается все, что он хочет, и не тогда, когда к нему в руки попадают гаджеты, которые, как кажется родителям, доставляют невероятную радость их детям. Интересная и насыщенная жизнь — это, прежде всего, яркие воспоминания и эмоции, которые испытывает ребенок.
Ошибочно полагать, что какие-то материальные вещи могут принести в их жизнь радость надолго.
Уделяйте время своим детям. Постарайтесь до определенного возраста ограничивать их жизнь в интернете. Я, например, слышала, что даже Стив Джобс не разрешал своим детям пользоваться дома айпадом!
Фото: личный архив Маргариты Суханкиной, Instagram@margarita.sukhankina