Денис Мацуев: «У моей пятилетней дочери абсолютный слух и идеальное чувство ритма»
Интервью с выдающимся пианистом© Архив пресс-службы
За несколько дней до финала (состоится 26 декабря) член жюри «Синей птицы» Денис Мацуев дал интервью «Летидору», в котором порассуждал о новом поколении звезд, об увлечении современных детей интернетом, а также рассказал о талантах своей 5-летней дочери Анны.
Денис, невозможно не задать вопрос о вашем детстве. В одном из интервью вы признались, что в 16 лет со слезами на глазах уезжали учиться в Москву — в Центральную музыкальную школу. Вы даже фестиваль «Звезды на Байкале» сделали в том числе для того, чтобы почаще бывать в иркутской квартире, где провели детство. А каким оно было?
Детство — самая счастливая пора в моей жизни, я его вспоминаю с упоением. А Иркутск — это уникальное место, уникальная природа, уникальные люди — сибиряки. Уроки с моим папой, уникальное образование, которое я получил в общеобразовательной и музыкальной школах, — фундамент, который в меня заложила семья.
Культурный и интеллектуальный уровень в Иркутске тогда был очень высок. Я фактически вырос в драматическом театре имени Охлопкова, где мой папа заведовал музыкальной частью. В нашу филармонию приезжали феноменальные пианисты, начиная со Святослава Рихтера и заканчивая Эмилем Гилельсом. И я варился в этой атмосфере…
Плюс еще природа Байкала, чистоту которого невозможно сравнить ни с чем. Это места с уникальной энергетикой! Вместе с дедом, который был путейцем, мы колесили по старой железной дороге, с рюкзаками и палатками. Дед привил мне любовь к природе, к ее красоте. Мы ловили с ним омуля…
И самое главное — чистота души людей там. Знаете, говорят, что сибиряк сибиряка видит издалека. А еще у любого сибиряка есть заповедь — не обижай и помогай. Меня до сих пор как магнитом тянет на родину!
Для меня фестиваль, который проходит в Иркутске, — это возможность пожить в Иркутске и пообщаться с друзьями детства и другими потрясающими людьми, которые там живут.
Кстати, практически все ваши проекты и конкурсы ориентированы на молодых музыкантов. Чем вас привлекает новое поколение?
Мы занимаемся тем, чем занимались с нами 30 лет назад. Я имею в виду фонд «Новые имена». Если бы не помощь фонда, неизвестно, что бы с нами, молодыми музыкантами, было.
Иветта Николаевна Воронова — уникальная женщина, которая его придумала. Она нас, своих подопечных, называла любя «кисками». Она была нам как мама. Причем, она не музыкант (даже не закончила музыкальную школу), но как рентген видела талантливых юных музыкантов и никогда не ошибалась. Любое русское имя и фамилия на афише самого знаменитого концертного зала — это выходцы из фонда «Новые имена».
Иветта Николаевна передала мне дела 14 лет назад, а ушла из жизни в 2013 году… И я, и все наше поколение музыкантов сейчас продолжаем ее дело.
Нам помогали, и теперь мы помогаем следующему поколению. Мы открываем новые имена.
В том числе и в конкурсе юных талантов «Синяя птица».
Да. Вместе с этой программой мы ищем уникальные искорки и стараемся сделать все возможное, чтобы они росли и не исчезли. Это долгий и нелегкий творческий путь. Но если у ребенка есть талант, плюс мудрость родителей и помощь педагогов, то есть шанс, что из юных талантов получатся большие, настоящие, глубокие музыканты.
Я верю в новое поколение. Оно очень одаренное.
Мы к этим ребятам относимся как к младшим коллегам. Мы одна команда! И еще радостно, что, глядя на них, я вижу, что русская фортепьянная школа остается на очень серьезном уровне.
Вы уже не первый сезон в жюри «Синей птицы». Очевидно, вы к нему как-то особенно прониклись…
«Синяя птица» находит уникальные бриллианты — причем, в основном они появляются вопреки всему. Многие из них не из музыкальных семей. По статистике, самые талантливые живут в малюсеньких городах и деревнях, зачастую это безотцовщина, с тяжелым финансовым положением в семье. И в таких условиях рождается бриллиант! Почему? У меня нет ответа на этот вопрос… В России есть какой-то загадочный культурный код, благодаря которому они появляются.
Я получаю огромное удовольствие, находясь в жюри «Синей птицы». Вообще, этот проект — прорыв на телевидении, потому что в кои-то веки на центральном канале звучит классическая и джазовая музыка, представлено народное и цирковое искусство в исполнении уникальных детей, на которых смотрят миллионы людей по всему миру. Это глоток свежего воздуха, настоящее искусство!
У ребенка есть всего один дубль, чтобы показать свой талант. И этот дубль они используют на 100 процентов. Тут нет победителей! Я им постоянно повторяю: «Сегодня у тебя триумф! А завтра все с чистого листа, и ты снова должен выложиться на 100 процентов. И каждый раз надо доказывать, что ты на этой сцене не случайно». И я сам продолжаю это делать каждый день!
Я знаю, что некоторых талантливых ребят вы берете под свое крыло.
Да, я приглашаю их на свои фестивали. К тому же ребята проходят мастер-классы в нашем фонде «Новые имена». Мы помогаем им выбрать репертуар, стараемся развивать их разносторонне: это не только музыка, но и чтение книг, опера, театр, кино, спорт, иностранные языки, компьютерные технологии.
У нынешнего юного поколения есть абсолютная свобода на сцене, артистизм, чувство юмора.
Задача нашего фонда — чтобы маленькие звездочки не просто сверкнули, а чтобы они с каждым годом росли профессионально, чтобы их знали. А если мы видим их рост, то делаем все возможное, чтобы у них были концерты. Мы знакомим их с самыми выдающимися дирижерами: Валерием Гергиевым, Владимиром Спиваковым, Юрием Башметом, с которыми они выступают впоследствии.
Находиться в кресле члена жюри — непростая миссия. Особенно для тех, кто сам родитель. Были ли моменты, когда вы переживали за свои слова?
На «Синей птице» мы не судим детей, у нас нет баллов. Да и на других моих конкурсах и фестивалях то же самое — мы награждаем всех специальными призами в виде концертов. Это самое дорогое для начинающего и вообще любого артиста — выходить на сцену снова и снова…
Музыкальный конкурс — это особая, субъективная история. Это не спорт, где есть секунды и рекорды. Тут каждый талантлив по-своему, индивидуален, и у каждого члена жюри есть свое мнение.
Я участвую только в тех детских проектах, где нет слез, потрясений и скандалов.
К слову, про потрясения и скандалы. Сейчас многие дети увлечены виртуальным миром настолько, что теряют связь с реальностью. Как ребенка отвлечь от интернета?
Я считаю, что запрещать детям что-то в принципе нельзя. Надо просто их грамотно ограничивать в отношении интернета. Важно правильно управлять их временем, направлять в нужную сторону. В интернете ведь есть не только бесполезные игры и тиктоки, но и полезные вещи: там можно найти любой концерт классической музыки, можно учить языки, можно почерпнуть много полезной информации. Но вместе с тем он таит множество опасностей. И, конечно, родителям очень важно следить за тем, чем ребенок занимается в интернете.
Родитель родителю рознь. Одни хотят соломку ребенку подложить и уберечь чадо от возможных ошибок. А другие считают, что в будущем достигают успеха только те, кто набил свои шишки. Вы каких принципов придерживаетесь?
Все индивидуально. Если говорить о собственных детях, то здесь включается и свой опыт, и своя интуиция. Моей дочери Анне Денисовне Мацуевой 5 лет. У нее есть абсолютный слух, идеальное чувство ритма, она играет на рояле, занимается балетом, рисует, она — актриса, старается уже говорить на трех языках. И ей все в удовольствие! Она артистична, ей нравится выступать перед кем-то, она при этом свободно себя чувствует.
Не знаю, будет ли она пианисткой… Она, конечно, играет на рояле. Я считаю, что даже если человек не станет профессиональным музыкантом, познакомиться с нотами обязательно нужно — это очень важно для общего развития и кругозора. Какие у нее будут шишки? Не знаю…
Безусловно, родители должны воспитывать ребенка в любви.
Но ребенок должен понимать, что, если ты хочешь добиться чего-то серьезного, это не значит, что к тебе это прилетит… Это невозможно!
Меня журналисты раньше называли «Золушка с Байкала». И они правы. Потому что профессия музыканта — это каторжный труд и постоянные сомнения, постоянные поиски себя на сцене.
В нашей профессии все-таки лучше говорить правду ребенку в глаза. Потому что если у него нет выдающихся способностей в 10-12 лет, понятно, что не надо ему туда идти. Почему? Чтобы потом не было больно.
Фото: архив пресс-службы, Instagram@matsuevdenis