Баловать детей и распускать их — не одно и то же
Каждый родитель рано или поздно задает себе вопрос «Не слишком ли я балую своего ребенка?». Мамы и папы опасаются, что постоянные подарки могут превратить их чадо в эгоистов, а то и вовсе сделать распущенным и неуправляемым. Маргарита Суханкина рассуждает о том, что такое «баловать» и может ли это навредить ребенку.
Понятие «баловать» очень непростое. И уж точно это не синоним понятия «распускать». Многие говорят, что избалованный ребенок — это распущенный ребенок, который ни в чем не знает отказа. Я считаю, что это неправильно!
Ребенок должен понимать, что игрушки, которые он получает, не с неба сваливаются: чтобы их купить, родители должны заработать деньги, а чтобы заработать деньги, родители ходят на работу.
Ну а прежде, чем маме и папе начать работать, нужно получить хорошее образование. То есть я объясняю своим детям, что для того, чтобы что-то приобрести, нужно сначала окончить школу, поступить в институт, прилежно заниматься, а только потом пойти работать и начать зарабатывать на исполнение тех или иных желаний. Серёжа и Лера меня уже понимают.
Но есть и другие моменты, такие как ласка, поощрение. Лишний раз обнять, лишний раз подгладить по голове — это очень хорошо, и это обязательно нужно делать. Что же касается безотказности — такого быть не должно.
Я не хочу безответственно баловать детей. Мне кажется, потом я их просто не удержу.
Когда они пойдут уже сами своими шагами в большую жизнь и будут общаться с другими людьми, мне хочется, чтобы они понимали, что некоторые вещи достаются с трудом. И чтобы что-то получить, нужно это заработать. Поэтому я стараюсь их совсем не баловать материальными ценностями.
Но я, бабушка и дедушка балуем их своей любовью. И они это прекрасно понимают, знают, что их очень и очень любят. Они нам рассказывают о своих чувствах. Это происходит каждый вечер перед сном, как Отче наш. Мне кажется, такой любовью избаловать нельзя!
Что касается покупки одежды, то я выбираю ее по принципу «красиво, комфортно и из натуральных тканей» (у ребят очень нежная кожа).
Дома — это домашняя одежда, на праздники — праздничная. Детки уже понимают, что есть одежда «на выход», а есть для дома и улицы. «Ой, мамочка, вот эта кофточка мне очень нравится, дома я ее носить не буду, мы надеваем ее только на праздник», — говорит Лерочка.
Я уверена, что ни в коем случае нельзя экономить на спортивном инвентаре и на увлечениях. Все, что касается развития ребенка, как в плане физическом, так и образовательном, должно родителями поддерживаться (я о материальном аспекте). Мои дети любят спортивные игры. У Сережи есть велосипед, а зимой он крутит педали на тренажёре. Также у сына собралась уже целая коллекция конструкторов. И мне кажется, это как раз та вещь, которая необходима ребенку, особенно мальчику, для гармоничного развития.
Да и любой психолог вам скажет, что конструкторы — это не для баловства.
Это для того, чтобы мелкая моторика развивалась, а ведь от нее зависит, каким ребенок вырастет: уравновешенным, научится концентрироваться на задаче, планировать...
Но дети есть дети. И это совершенно нормально — капризничать, просить что-то купить. Капризов в общепринятом понятии у нас, наверное, не бывает. В большей степени они касались еды — и то на тот момент, когда ребята только переехали ко мне. Сейчас у нас в этом плане проблем нет: детки подросли, привыкли к тому, как я готовлю, и всегда едят с удовольствием.
Капризов из-за игрушек у нас не было. До того, как ребята оказались в моей семье, они были совсем не избалованы в этом плане.
Хотя, если признаться, характеры у моих ребят не такие уж и простые. Сережа — маленький мужчина, со стержнем, все время говорит: «Я хочу», «Я сам». Он невероятно сильный для своего возраста. Лерочка обожает наряжаться и уже давно присматривается к моей косметике. Помню, я привезла ей с гастролей из Туниса кучу нарядов. Показываю, говорю: «Вот это ты сегодня наденешь, а вот то нарядное платье отложим на какой-нибудь праздник». Лера в слезы: «Мама, я хочу его прямо сейчас надеть, чтобы оно мое было».
Я сначала удивилась, а потом поняла, что она боится, что обновку у нее кто-нибудь заберет.
Вообще, она у меня кокетка. Если что-то не хочет делать, сразу хнычет: «Мамочка, у меня пальчик болит». Я по лицу сразу вижу, что она хитрит, и говорю: «Ой, болит, значит, сейчас поедем в больницу, там врач сделает тебе укол в попу». И Лера тут же бросается ко мне и говорит: «Мамочка, уже не болит. Не надо в больницу».
Но бывает, что я иду у них на поводу. Именно поэтому стараюсь не всегда брать их с собой в магазин. Пройти мимо стенда с конфетами не под силу даже таким воспитанным деткам, как мои Серёжа и Лера. Они смотрят на меня, я смотрю на них — и понимаю, что все куплю…
Но на самом деле я довольно требовательная мама. Для ребят я авторитет.
На мне лежит воспитательная функция, и моя задача — объяснить детям, что такое хорошо и что такое плохо. Я рассказываю им, что друг с другом надо поделиться печеньем или долькой апельсина, а с друзьями — игрушками. Мне хочется научить Леру и Серёжу самым простым, но важным вещам: любить, понимать, сочувствовать и заботиться друг о друге.
Фото: личный архив Маргариты Суханкиной