Тайны врачебного почерка

С врачебной криптографией в жизни сталкивался каждый. Рецепты, записи в амбулаторных картах, выписки, истории болезни - всё это прочитать почти нереально. Между прочим, проблема это не только российская, но и международная.
Тайны врачебного почерка

Когда вы говорите, что врач пишет как курица лапой,
вы оскорбляете гордую и полезную птицу.
Медицинский юмор

Записи докторов сродни шифровкам разведчиков, причем нечитаемость врачебного почерка стала самой настоящей легендой. Между тем, проблема эта не только российская, но и международная. У нее есть свои причины, последствия и пути решения.

Наши пальчики устали

На долю медиков приходится огромное количество писанины. Начинается она еще в институте: новые знания появляются намного быстрее новых учебников, так что основная масса актуальной и жизненно необходимой для работы информации дается именно на лекциях. В доцифровую эпоху некоторые студенты специально записывались на курсы стенографии, это было единственным реальным шансом успеть за лектором.

Компьютеры, диктофоны, планшеты – всё это значительно упростило распространение учебной и научной информации, однако количество бумаг, которое заполняет практикующий врач за рабочий день, выросло в разы: выписные и переводные эпикризы, дневники, статталоны, отчеты, заключения, обходы, протоколы операций и исследований, не говоря уже об амбулаторных и стационарных журналах и книгах учета журналов (такие тоже есть).

Всё это приводит к тому, что год за годом почерк врача становится все менее читабельным и все более напоминает энцефалограмму или ЭКГ с трепетанием предсердий. Не секрет, что многие доктора не в состоянии прочитать, что сами же написали год-полтора назад – такие эксперименты проводились.

Нечитаемость записей в историях болезни и амбулаторных картах существенно затрудняет два вида коммуникации: между различными лечащими врачами одного пациента и между доктором и больным. Первая проблема решается относительно легко – достаточно позвонить или написать коллеге и попросить разъяснить, что он имел в виду. Благо, все врачи имеют именные печати, на которых их фамилия имя и отчество очень хорошо различимы, а поликлинику или больницу можно идентифицировать по угловому штампу.

С пациентами сложнее. Любое «шифрование» информации они воспринимают как заговор лично против себя, как сокрытие неких, чаще всего фатальных, диагнозов, результатов анализов и т.п. С призывом помочь разобраться в докторских «кракозябрях» люди в первую очередь обращаются в различные интернет-сообщества, но никак не к своему врачу. Что, безусловно, не способствует установлению доверительных отношений и не самым лучшим образом сказывается на ходе и итоге лечения.

Хуже всего дело обстоит с рецептами и листами назначений, ведь именно в соответствие с этими документами пациентам выдаются или вводятся те или иные лекарства. И неправильно прочитанное наименование может повлечь за собой непредсказуемые последствия. Впрочем, именно этот аспект нечитаемости врачебного почерка изучен лучше всего. Специальные исследования проводились во многих странах, а министерство юстиции США один из обзоров судебной практики в 2004 году полностью посвятило неправильно понятым рецептам и назначениям, материалов набралось на 68-страничный доклад.

Исследователи из университетской клиники Берна (Швейцария), проанализировали несколько тысяч архивных записей и выяснили, что в 52% случаев почерк, которым были выписаны рецепты, был откровенно плохим, а в 4% не читался вообще. Даже президент Федерации швейцарских врачей Жак Аллер признался, что в медицинской документации пишет скорее на древнеегипетском, чем на латыни. Между тем, в стране только за прошлый год зарегистрировано 200 летальных исходов из-за неправильного назначения медикаментов, в четверти случаев фармацевты или медсестры путали лекарство из-за неразборчивости почерка доктора.

По единодушному мнению многих экспертов, единственный способ избавиться от ошибок, связанных с врачебным почерком – электронные системы ведения документации, в том числе выписки рецептов. При этом желательно, чтобы они содержали в себе базы лекарственных препаратов во всех актуальных выпускаемых лекарственных формах и дозировках, а врачу нужно было лишь выбрать один из вариантов и просто подставить его в рецепт или лист назначения. Попутно решается еще одна распространенная проблема: электронная система не даст назначить несовместимые препараты.

В Таиланде аналогичную систему ввели в 2009 году и уже через год зафиксировали 10-кратное уменьшение количества ошибок как со стороны врачей, так и со стороны среднего медперсонала. В перспективе так будут работать и российские доктора, в нескольких регионах уже запущены пилотные проекты, результаты которых обнадеживают. Не исключено, что корявость врачебного почерка в самом ближайшем будущем превратится в очередную медицинскую легенду. К счастью для всех участников лечебного процесса.