Развиваем обоняние: ароматные игры
Развиваем обоняние: ароматные игры
Мы со Степкой очень любим экспериментировать на кухне, а Светланка часто крутится рядом с нами. Мы пока не можем доверить ей ничего серьезного, ну разве только под нашим чутким руководством разрешаем вместе с нами помешать тесто. Но занять ее чем-то надо! Вот мы и играем в ароматные игры. Они не только увлекают Светланку, но и развивают обоняние, что само по себе здорово.
Как что пахнет
Перед тем, как что-то покупать в магазине, я всегда нюхаю продукт. По-моему, нос – лучший индикатор качества продукта. Если что-то пахнет подозрительно, лучше не брать и тем более не кушать. И детей я хочу научить этому же навыку.
Пока мы просто даем Светланке знакомиться с запахами. Открываю крышку кастрюли, нюхаю сам, а потом даю понюхать детям. И всегда обязательно комментирую.
-
Ах, как вкусно пахнет суп!
-
Вот мяско, понюхай, как хорошо пахнет!
-
А вот это мыло. Оно пахнет вкусно, но несъедобное. Фу, совсем невкусно!
Светланка начинает подражать мне и строить умильные рожицы. Заодно, кстати, это пробуждает у нее аппетит. Если все время подхваливать кашку-супчики-пюре, то малыш скушает их с большим удовольствием и гораздо быстрее.
Чей это запах?
Суть игры состоит в том, чтобы угадать запах определенного продукта. Сначала мы нюхаем, например, мандарин и грушу. Запоминаем их ароматы. Затем в непрозрачные баночки я кладу по кусочку этих фруктов, прошу Светланку закрыть глаза. Она должна угадать по запаху, что лежит в каждой баночке.
Чем больше запахов выучите, тем интереснее будет игра. В нашей коллекции уже разные пряности, мамины духи и даже стиральный порошок.
Но, хочу вас предупредить: если малыш аллергик, то эта игра не для него. Так что будьте внимательны и осторожны!
Игра наоборот
Или же можно поиграть в игру наоборот. То есть определять продукт не по запаху, а по вкусу. Сначала мы нюхаем продукты, еще раз вспоминаем как и что пахнет. Потом Светланка закрывает глаза, а я кладу ей в ротик кусочек то клубники, то мандарина, то картошки. По вкусу Светланка определяет, что за продукт она попробовала. Эта игра помогает объединить и вкус и запах.
Главное, выбирать только те продукты, которые любит малыш, иначе эта игра ему не придется по вкусу.
Идем на запах
Это тоже игра для детишек, у которых нет аллергии: потому что для игры нам понадобятся аромамасла, а у них довольно резкий запах.
У нас в доме все любят, когда мы зажигаем аромалампу. У каждого члена семьи есть даже свой любимый запах. Вот и Светланка присоединилась к нам, выбрала для себя лаванду, хвою и розу. Раз ей понравились эти запахи, значит мы и играем с ними.
На салфетки я капаю капельки разного масла. Салфетки раскладываю на столе. Тут же ставлю баночки с аромамаслами. Потом в комнату заходит Светланка, мы вместе садимся за стол и начинаем нюхать салфетки. Наша задача разложить салфетки рядом с пузырьками: салфетки с каплей хвойного масла – рядом с аналогичной баночкой и так далее…
Чем больше в нашей пахучей коллекции появляется аромамасел, тем сложнее оказывается задача. Зато лучше развивается обоняние!
Чайная церемония
А вот эта игра подходит для всех малышей. Даже те, что склонны к аллергии, могут в нее играть. Тут мы будем развивать более тонкое чутье и нюхать не резкие, а травяные запахи. Нужно будет заваривать чай с разными добавками.
В первый день - простой чай. Его нужно понюхать и поробовать. На второй день нужно заварить этот же чай, но разлить его в две чашечки – в одну из них добавить лимон, в другую мяту. Теперь мы уже нюхаем чай в обеих чашечках. Стараемся различить запах, а потом и вкус. Конечно, вкус различить будет легче (лимон даст характерную кислинку, а мята соответствующий запах). Пока малыш вам не скажет нюансов, так что комментируйте сами:
- Чувствуешь, как пахнет лимоном? Очень хороший запах! А вот в этой чашечке пахнет мятой. Давай попробуем. Ой, чуть-чуть кисло – это от лимона. Попробуем выпить из другой чашечки – а тут нет лимона, нет кислинки. Давай еще попробуем из этой и из той чашечки. В какой у нас лежит лимон, где им пахнет?
Так можно заваривать черные и зеленые чаи, добавлять смородиновый лист, малиновое варенье. И вкус и запах всегда будут разные. Обязательно рассказывайте малышу что изменилось, вместе с наслаждением нюхайте и пробуйте.
Нашей Светланке очень понравились такие дегустации и теперь она просит заваривать ей чай только с полюбившейся мятой.
Вкусные картинки
Изучать запахи можно и вприглядку. Эта игра - одна из самых первых ароматных игр, в которые мы начали играть.
Я разложил перед Светланкой картинки с продуктами. Сами продукты пока ей не показывал, давал только понюхать кусочек.
- Так пахнет мандарин. Давай найдем мандарин на картинке, – говорил я.
Так мы нюхали вперемешку то мандарин, то яблоко, то грушу, то ананас и искали соответствующие картинки. Потом я доставал сами продукты, мы рассматривали их, любовались и могли уже воочию убедиться как выглядит и как пахнет тот или иной фрукт.
Чем пахнет облако?
Это, скорее, игра на воображение. С помощью нее мы можем только вспоминать запахи или представлять чем пахнет, например:
-
снег
-
трава на лугу
-
мамина кофта
-
подушка
-
любимая кукла
-
облако на небе
Мы стараемся найти аналогичные запахи тех вещей, которые мы уже знаем. Почему-то Светланка уверена, что ее подушка пахнет клубникой, а мамина кофта – мятной конфеткой.