Откуда появляются продукты?
Откуда появляются продукты?
«Как далеки современные дети от природы» – вздохнет очередная бабушка, проходя мимо детей в парке, которые вместо наблюдения за природой полностью поглощены своими смартфонами. И будет совершенно права. Австралийские исследователи выяснили: современные школьники имеют очень смутные представления, откуда берется наша еда и одежда. Пробелы в знаниях о сельском хозяйстве, промышленности, да и просто элементарное отсутствие знаний о законах природы в век информационных технологий уже являются не исключением, а скорее правилом. Подобные результаты получили и немецкие ученые, проведшие похожее исследование.
С природой на Вы
Казалось бы, доступность любой информации лишь по одному клику мышкой на любом языке и в любом объеме должна способствовать детскому исследовательскому интересу. Однако практика показывает – несмотря на увеличение возможностей к информированию и самообразованию по сравнению с прошлым веком, когда возможности ограничивались знаниями родителей и энциклопедией «Что есть что», современные дети имеют очень размытое или в корне неверное представление о природе вещей, окружающих их в повседневности. И если еще десять лет назад ученые говорили об «удаленности» детей от природы в основном в крупных городах и постиндустриальных странах, то австралийское исследование показывает – даже в такой стране как Австралия, где более половины площади страны занято сельскохозяйственными угодьями, проблема стоит остро.
Немецкие исследователи к этому добавляют: интерес к природе, растениям и животным определяет ближайшее окружение ребенка. В современных школах и внешкольных кругах общения интерес к природе и сельскому хозяйству очень мал, они практически никогда не являются темами для разговоров (в отличии от обсуждения современных мультиков или новинок компьютерных игр), даже в тех случаях, когда у ребенка есть возможность пообщаться с одноклассником из сельской местности или понаблюдать за животными в естественной среде. Поэтому, делают акцент как австралийские, так и немецкие исследователи, включение в образовательную программу подобных тем «природно-бытового» воспитания просто необходимо. На сегодняшний же момент знания детей и подростков о происхождении продуктов или законах природы оставляют желать лучшего.
В австралийском исследовании приняли участие более 900 школьников в 71-ой школах. Помимо вопросов о происхождении отдельных продуктов питания или элементов одежды, ученые интересовались и общими знаниями школьников о сельском хозяйстве. Сперва австралийские ученые преподносятхорошие новости: большинство детей школьного возраста все-таки в курсе, что лапша, картофельные чипсы и кофе имеют растительное происхождение и производятся из конкретных растений.
При этом только треть школьников в курсе, что лосося выращивают на специальных рыбных фермах (о том, что лосося также можно и ловить в море, знали также немногие). На вопросо том, из чего делают хлопчатобумажные носки, 75% австралийских школьников (10-12 лет) уверенно ответили – из шерсти животных. И даже почти половина подростков в возрасте от 14 до 16 лет были уверены в этом же.
Схожая ситуация со знаниями природы и в Германии, как показывает регулярный молодежный отчет о природных знаниях (Jugendreport Natur), при составлении которого опрашивают около 3000 школьников. Так, для 11% немецких детей до сих пор солнце всходит на севере, 66% не в курсе, как называются плоды куста розы, а 39 % не имеют представления, на чем растут лесные орехи. Достаточно слабые представления у немецких школьников и о физиологии кур-несушек и дойных коров. Так, к примеру, большинство из них считает, что одна курица в день несет от 3 до 10 яиц. И только каждый пятый имеет более реалистичные представления – одно яйцо в день.
Помимо этого одна треть школьников уверена, что курицы относятся к млекопитающим. Зато что касается дойных коров, то только половина немецких семиклассников в курсе, что у коровы четыре соска на вымени. Другая половина расходится во мнениях: от 2 до 8 сосков. К вопросу о том, сколько молока дает корова ежедневно, чаще всего школьники отвечали – 1 литр. Исследователи предполагают, что здесь сыграло свою роль то, как дети видят молоко в магазине – пачками по одному литру. О том, что дойная корова может приносить от 25 до 40 литров ежедневно знают лишь единицы.