Опубликовано 03 декабря 2012, 17:41

Откуда берутся дети: как рассказать?

Большинство родителей не спешат обсуждать с ребенком тему сексуальных отношений, надеясь, что когда-нибудь потом оно само собой утрясётся. Как надо и как не надо объяснять ребенку про ЭТО, рассказывает детский психолог Мария Сурыгина.
Откуда берутся дети: как рассказать?

Откуда берутся дети: как рассказать?

Для многих родителей остаётся открытым вопрос: как и когда начать знакомить ребенка с механизмом появления детей. Большинство  родителей просто откладывает это в долгий ящик, надеясь, что когда-нибудь потом оно как-то само собой утрясётся. И зачастую оно, действительно, «утрясается само собой» - азы полового воспитания дошкольники и младшие школьники усваивают от чуть более продвинутых друзей, из социальных сетей, с экранов телевизоров, из случайно подслушанных разговоров взрослых и совместных выдумок со сверстниками.

Результатом такого способа получения информации оказываются ошибочные представления об анатомии, физиологии, о сути всех процессов связанных с половой сферой, влечением, удовлетворением, взаимоотношениями людей друг с другом. И, что важно – эти ошибочные представления далеко не всегда развенчиваются на уроках анатомии в старших классах или в более зрелом возрасте, когда молодые люди начинают вступать в отношения друг с другом. Наоборот, большинство подробного рода заблуждений, полученных в раннем детстве, сохраняются на долгие годы и кладутся в основу затруднений или перверсий в сексуальной сфере взрослого человека.
Вот простой пример – по данным одного исследования, проводившегося в Европе в конце 90-х 80% взрослых мужчин искренне полагали, что у женщин, как и у мужчин, единая мочеполовая система, а не анатомически разделённая на две разные системы органов мочевыделительная и половая, где моча выводится через отдельно расположенную уретру, а половая функция осуществляется через другие, независимые от неё органы.
Другая проблема, с которой могут столкнутся дети, родители коих заняли позицию избегания этой темы – неожиданные ответы на неожиданные вопросы. Если родитель не имеет плана, как ему воспитывать ребенка в половой сфере, любой вопрос ребенка на эту тему оказывается для него неожиданным и нежелательным. Чаще всего на такой вопрос ребенок получает нелепый, скоропалительный, не соответствующий истине ответ, а нередко к нему добавляется изрядная доля негативной оценки родителя.
Впечатлительные дети, воспринимающие всё буквально, могут таким образом приобрести серьезные затруднения в будущей взрослой жизни. На одной из консультаций клиентка, рассказала, что в 7-ми летнем возрасте, спросив свою беременную маму «Как же сестричка выберется из животика?» она получила простой ответ - «через писю». Как и многие любопытные дети, она уже познакомилась со своим телом и прекрасно знала какого размера та дырочка, через которую девочки писают. 
Взяв своего пупса, она с ужасом представляла как огромная голова младенца протиснется через такое крохотное отверстие во время родов. Страх перед беременностью и всем, что к этому ведёт, глубоко поразил маленького человека и стал одной из причин затруднений с либидо и фертильностью у взрослой женщины, одной из тем, которую этой взрослой женщине пришлось прорабатывать в себе.

А ведь избежать этого можно было бы,  просто дав правильный ответ на вопрос ребенка.

Как и когда говорить про секс?

Поэтому первый совет, который я дам в этой статье, таков: если сложный вопрос ребенка на тему секса, смерти, денег, религии, чего угодно застал вас врасплох -  не отвечайте сразу. Вы не обязаны знать всё и иметь готовые ответы в любой момент, а можете взять паузу, чтобы разобраться, как вы ответите малышу. Так и скажите ребенку «Интересный вопрос, но мне надо немного подумать, как тебе это объяснить. Давай поговорим после обеда». Поставьте конкретный срок для ответа в течение того же дня и выполните это обязательство – сами заведите разговор в назначенное время, даже если вам кажется, что ребенок уже забыл о вопросе.
Это универсальное правило, годящееся для всех родителей, а то, что мы будем обсуждать дальше – пример здорового полового воспитания детей современной семьи европейской культуры. То есть, пример подходит для людей умеренно религиозных или атеистических взглядов гуманистической направленности, живущих в открытой информационной среде. 
Я допускаю, что приведённые ниже рекомендации могут быть оспорены ортодоксально верующими людьми, или приверженцами отличных от современной Европы и Америки традиций или культур. Однако и этим родителям я советую внимательно отнестись к данным тут рекомендациям,  принимая во внимание не только личные убеждения семьи,  но и то общество, в котором ребенок живёт сейчас и будет жить далее, частью которого он является.
Половое воспитание ребенка, как и любая другая сложная тема, должно начинаться с родителя. Родителям в качестве первого шага надо ответить для самих себя на ряд вопросов, которые могут возникнуть в будущем у их малышей. Сформулировать для самих себя свою собственную позицию относительно пола, гендера, секса, инстинктов, ориентации. Позиция есть у всех, а вот сформулированная, вербализированная – не у многих. Вербализация своей позиции для самих себя - это ваш первый шаг, не пропускайте его. После этого вы сможете без особого труда перевести на язык, понятный ребенку любого возраста то, что вы для себя считаете верным. Таким образом, выбудете готовы к любому разговору, когда бы он не произошел. И вам будет проще видеть план на несколько лет вперёд - что из вашей позиции и когда можно рассказывать ребенку.
Этот многолетний план начинается с самого раннего возраста и с самых простых вещей – анатомия. Глазки, носик, ротик, ручки, ножки, попа, пися… вот тут начинаются сложности. Важно не впадать в крайности излишнего сюсюканья вокруг «крантиков», «пипок», «петюньчиков» и «цветочков» или педантичного формализма «пенис», «анус». Бытового обозначения «пися» и «попа» вполне достаточно для самых маленьких. При этом правильные названия органов стоит иногда употреблять и знакомить ребенка с ними, просто чтобы он знал. Так же как мы знакомим ребенка с полной формой его имени, продолжая в быту его называть ласкательно.

1 из 3

ПредыдущаяПричем тут анатомия?