Опубликовано 28 ноября 2018, 00:20

Нормально ли это: мой ребенок не ползал, а сразу начал ходить

Некоторые малыши пропускают один из этапов развития — ползание. Они сразу встают и идут. Эксперты объясняют, насколько важен этот период и можно ли его пропустить.
Нормально ли это: мой ребенок не ползал, а сразу начал ходить

«А у нас Сереженька даже не ползал толком, а сразу встал и пошел!» — с гордостью делится успехами сына мама на детской площадке. А ведь действительно, не каждый ребенок своевременно проходит все этапы развития на первом году жизни, есть дети, которые отказываются ползать в положенное время (примерно в 8 месяцев), а сразу учатся делать первые шаги.

Детский невролог Елена Борисовна Новикова и детский реабилитолог Олег Леонкин рассказали «Летидору», можно ли пропустить этот этап и не вредно ли это для развития ребенка.

Комментирует Елена Борисовна Новикова, детский невролог клиники «Альфа-Центр Здоровья», кандидат медицинских наук

Елена Борисовна Новикова

Елена Борисовна Новикова

Новорожденный ребенок не умеет держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, стоять и вообще много чего не умеет. Так устроено природой, что все эти навыки формируются постепенно, и каждый этап двигательного развития вытекает из предыдущего.

Наш мозг продолжает формироваться после рождения, вместе с ним формируется и костный скелет, и мышечная система.

Поэтому для каждого этапа двигательного развития необходимо сочетание готовности не только головного мозга, но также костной и мышечной системы.

Ползание — это этап двигательного развития, который обычно следует за этапом уверенного сидения ребенка.

Часто родители задают вопрос: «Если ребенок не ползает, а до этого развивался двигательно хорошо, нужно ли беспокоиться?» Отчасти должна успокоить родителей: не все дети обязательно проходят этот этап, некоторые сразу встают и не испытывают в нем потребности. Когда ребенок ползает, он тем самым расширяет свое познавательное пространство. Поэтому стремление к этому отчасти зависит от темперамента ребенка и его любознательности.

Если малыш ограничен в пространстве (постоянно находится в манеже, кроватке), то и ползание не возникает.

Но это не означает, что ребенок не будет в дальнейшем стоять и ходить. Хочу подчеркнуть, что в каждом конкретном случае ответы на все ваши вопросы вы получите на приеме у врача, поскольку общих рекомендаций быть не должно.

Каждый человек, в том числе и маленький, индивидуален. Поэтому заочно врачи не дают советы. А сроки появления двигательных навыков у детей — понятие строго индивидуальное.

То, что ребенок вашей подруги «уже сидит» или «уже ходит», а ваш еще нет, совсем не означает, что ваш ребенок отстает в развитии. То же самое с ползанием.

Вы можете предоставить ребенку условия — это чистое пространство без острых и опасных предметов, интересные игрушки, до которых ему захочется дотянуться.

Но если ребенок не захочет ползать, но при этом невролог при осмотре не отметит никаких отклонений со стороны нервной системы, то это совсем не означает, что дальнейшее двигательное развитие ребенка будет нарушено.

Растите, учитесь двигаться, а все сомнения лучше развеять на приеме у доктора!

Нормально ли это: мой ребенок не ползал, а сразу начал ходить

Комментирует Олег Леонкин, переводчик с детского языка на взрослый, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и массажу, отец пятерых детей, блогер

Олег Леонкин

Олег Леонкин

Большинство специалистов сходятся во мнении, что этап ползания очень важный, и пропускать его нельзя. Я считаю, что они правы и неправы одновременно.

Речь в большей степени идет о качестве освоения этого навыка. Помните, как школе: учились там все, а уровень знаний был разный. Вот и на развитие ребенка влияет именно качество освоения этого навыка. Надо отметить, что успешными становятся и те люди, которые ползали, и те, которые этот этап пропустили вообще.

Но ползание полезно как минимум по четырем причинам.

1. Для развития моторики. Когда малыш ползет, он учится выносить ногу от бедра, действует по принципу «правая рука — левая нога», его позвоночник отрабатывает ротационные (круговые — прим. ред.) движения. Эти навыки помогают ребенку быстрее освоить именно ходьбу.

То есть навык хождения приобретается через этап ползания.

Хотя как раз для развития моторики пропустить ползание менее всего критично — ребенок всего лишь чуть дольше учится ходить, его чуть дольше водят за руки.

В дальнейшем практически невозможно определить, ползал ребенок или сразу пошел.

2. Для эмоционального развития. Ползание дает ребенку возможность самостоятельно добраться до заинтересовавшего его предмета и изучить его.

Представьте, что ребенок сразу пошел, он быстрее ползающего младенца добрался до нужного предмета, но поднять его он может, только плюхнувшись на попу, при этом встать самостоятельно ему еще трудно, и он зависим от помощи взрослых.

А вот ползающий малыш в такой помощи не нуждается, он добрался до игрушки, взял ее и, заметьте, сделал это САМ!

И это самая главная мотивация для развития в будущем.

Нормально ли это: мой ребенок не ползал, а сразу начал ходить

3. Для обучения в школе. У ребенка, который прошел этап ползания, иначе развиваются зрительные способности в пространстве. Малыш ползет — и вынужден при этом не только смотреть вперед, но и следить за пространством на полу, чтобы переставить ноги и руки.

Если провести одну линию от его глаз к руке, а другую от глаз к предмету, то становится очевидно, что угол обзора у ребенка составляет 90 градусов. Именно это позволяет ему при ходьбе в дальнейшем видеть, куда он поставит ногу.

Но и это не все: сидя за школьной партой, ученик способен видеть одновременно и доску, и тетрадь на парте.

То есть еще на этапе, когда ребенок постепенно учится ходить, у него формируется навык переноса информации из горизонтальной плоскости в вертикальную.

Это очень важно в первом классе, когда он начинает списывать со школьной доски так, чтобы не пропускать цифры и не путать местами буквы.

4. Для психического развития. Когда ребенок ползает, он не просто видит цель перед собой, к которой стремится, но и запоминает пространство.

Например, он знает, что находится за дверью или за углом, и помнит, к чему привело его вчерашнее любопытство: недавно он влез в этот шкаф, и мама сразу прибежала к нему, значит, можно снова отправиться туда — и она снова придет. У ребенка формируется умозрительная опора, он представляет образ того, что хочет, и идет туда.

Замечу, что этап ползания очень важен, отменять его сознательно родителям нельзя. Да и сам ребенок чувствует, как ему это нужно. Природа все придумала за нас.

Кстати, есть дети, которые сначала пошли, а уже потом освоили навык ползания, значит, у них в этом все равно была потребность.

Фото: Shutterstock.com

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!