Опубликовано 28 апреля 2021, 09:30
5 мин.

Норма или отставание: как выявить нарушения речи у ребенка

Одни родители постоянно сверяют достижения с таблицами, другие убеждены, что все наладится само. Разбираемся, когда надо бить тревогу.
Норма или отставание: как выявить нарушения речи у ребенка

© Depositphotos

Чтобы ребенок своевременно и чисто заговорил, очень важно не упустить симптомы нарушений речи и вовремя их исправить. Сложность в том, что существует широкий временной диапазон, в течение которого принято считать, что отсутствие речи — вариант нормы.

Да, каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Но не в случае с речью. Существуют совершенно конкретные нормы развития, о них расскажут врач-остеопат Владимир Животов (@vladimirzhivotov) и логопед Татьяна Герасимова.

Врач-остеопат Владимир Животов, логопед Татьяна Герасимова

Врач-остеопат Владимир Животов, логопед Татьяна Герасимова

Каковы основные критерии речевого развития дошкольников?

Речь ребенка с рождения до года

Первый крик – первая голосовая реакция, а также основа для первых речевых вокализаций (гуления, лепета). Отсутствие крика может свидетельствовать о неблагополучном состоянии ребенка на момент рождения. Крик, плач новорожденного должен быть достаточно громким.

Норма или отставание: как выявить нарушения речи у ребенка

© Depositphotos

Тихий, гнусавый плач – признак проблем со здоровьем.

В возрасте двух-трех месяцев ребенок способен различать интонацию речи взрослого, наблюдать мимические, артикуляционные движения родителей. У него появляются непроизвольные гуления. Гуление очень важно для развития дальнейшей речи малыша, благодаря этому происходит начальная тренировка артикуляционного аппарата.

Первичные речевые проявления наблюдаются уже в пять-семь месяцев – гуление переходит в лепет, и это очень важный скачок в развитии. Появляется четкое произношение гласных и согласных и их объединение в слоги, например «ма-ма-ма», «па-па-па», «га-га-га». С 11 месяцев начинают появляться первые слова. Ребенок может понимать простые предложения, дополняемые жестами взрослых, знает названия отдельных предметов.

Нормы к концу первого года жизни

  • Словарный запас примерно 5 слов, среди них могут быть: «мама», «папа», «де» (деда), «ба» (баба), «ня» (на), «да» (дай), «кика» (киса), «кака» (пока).

  • Ребенок знает свое имя.

  • Понимает слово «нет», выполняет несложные просьбы.

  • Легко имитирует голоса животных, звуки разных предметов.

  • Смеется, проявляет заинтересованность в общении.

  • Речь в этом возрасте ситуативная, понятна только с учетом интонации, жестов, обстановки.

Предпосылки к тому, что речь чистой сама по себе, скорее всего, не будет, и стоит обратиться к специалистам:

  • слабый тихий крик;

  • тихий, беззвучный плач;

  • искусственное вскармливание, особенно через зонд;

  • трудности естественного вскармливания – слабый сосательный рефлекс, ребенок устает, плачет во время кормлений;

  • физические отклонения в строении языка, неба;

  • ребенок спит с открытым ртом, часто высовывает язычок;

  • повышенное слюноотделение, часто «бегут слюни»;

  • отсутствие лепета и гуления;

  • ребенок не смотрит в глаза, не фокусирует взгляд, смотрит поверх головы, не улыбается и не смеется или делает это очень редко;

  • не говорит к году.

Речь ребенка в 2-3 года

Ко второму году жизни словарный запас ребенка составляет 200-300 слов, он их хорошо понимает. В 2,5 года появляются предложения, состоящие из 2-3 слов. В основном, они касаются потребностей ребенка. К концу второго года жизни хорошо использует такие понятия, как «да», «нет», «буду», «хочу», «ещё».

Норма или отставание: как выявить нарушения речи у ребенка

© Depositphotos

В этом возрасте допустимы искажения звуков, их замена или пропуски.

Речь ребенка в 3-4 года

К концу третьего года жизни словарный запас составляет 1500 слов.

В этом возрасте дети проходят кризис трех лет. В речи это проявляется за счет местоимения «я». Ребенок говорит о себе от первого лица, часто использует фразы «я сам», «это мне».

В речи появляются вопросы. Ребенок может ответить, как его зовут, как зовут его родителей и знать, но не произносить свою фамилию. Сам начинает спрашивать, формулировать простые вопросы.

Речь ребенка в 4-5 лет

К 4,5 годам ребенок уже знает 2500 слов и практически все звуки. Но все еще может искажать их — например, смягчать или заменять звуки Р и Л.

В этом возрасте он легко составляет рассказы по картинкам, предложения из пяти-шести слов, легко называет имя, фамилию, пол, возраст.

Речь ребенка в 5-6 лет

Дети легко называют имя и фамилию родителей, бабушек, дедушек, свой точный адрес, считают до десяти, знают назначение предметов и из чего они сделаны, определяют у себя право и лево.

К 5,5 годам артикуляционный аппарат уже должен быть полностью развит до нормы.

В этом возрасте ребенок свободно излагает свои мысли, легко пользуется настоящим, будущим и прошедшим временем. Может планировать и рассказывать о том, что он собирается делать, например, завтра.

Речь ребенка в 6-7 лет

Все звуки родного языка в этом возрасте должны произноситься абсолютно чисто. Появляется саморегуляция речи — ребенок самостоятельно может говорить тише, громче, шепотом, пародировать.

В этом возрасте речь становится главным средством общения. Дети уже могут рассказывать о своих мечтах, делиться планами на будущее.

Ребенок начинает выражать эмоции и чувства с помощью речи, легко общается со сверстниками, вступает в диалог с незнакомыми людьми, может передать информацию от третьих лиц. Он может делать выводы о морально-этических нормах и выражать свое мнение о людях или героях произведений, обосновать свою симпатию к человеку или объяснить, например, почему ему не нравится мультик.

Норма или отставание: как выявить нарушения речи у ребенка

© Depositphotos

Главное новшество в речи к 7 годам — общение на внеситуативные темы.

Ребенка активно интересуют предметы, которые не находятся в поле его зрения, абстрактные понятия.

Как быть при наличии проблем с речью ребенка

Часто проблемы с речью — это симптом родовой травмы. Это означает, что у ребенка нарушены кровоснабжение и циркуляция спинномозговой жидкости в полости черепа и спинномозговом канале из-за смещения костей черепа и сдавливания сосудов.

Из-за этого расстраивается слаженная работа всех участков головного мозга, причастных к речи. Без соответствующего питания нервной ткани все эти сложные структуры не смогут качественно работать. Помочь сможет врач-остеопат: он возвращает кости черепа в правильное положение и восстанавливает адекватное кровоснабжение мозга.

Норма или отставание: как выявить нарушения речи у ребенка

© Depositphotos

Также необходимо показаться и логопеду-дефектологу.

Его задача — дать правильную нагрузку на речевой аппарат. Также нужны самостоятельные занятия дома, особенно, если к хорошему логопеду не попасть.

Помните, что работа с речью очень важна для максимальной реализации потенциала ребенка. Возможности для этого закладываются в раннем детстве и зависят от родителей. Непоправимых ситуаций практически не бывает. Единственное, что нельзя исправить, — упущенное время.

Фото: Depositphotos

Какой лучший фильм о кошках для детей? Рассказываем в TikTok!