Неуклюжий ребенок: когда родителям бить тревогу
Ульяна Курчевнева, врач-остеопат, рассказала «Летидору», как следует поступить, если ребенок падает на ровном месте, вечно все роняет и часто ударяется головой.
Маленькие дети, пока учатся ходить, часто падают — потом встают и снова идут осваивать мир. Однако со временем хождение по ровной поверхности становится легкой задачей, и ребенок переходит к более сложным: горки, лесенки и т. д. Теперь падать будем тут! Когда и эта стихия поддалась, можно осваивать колесные средства: велосипеды, ролики, скейты. И здесь тоже не обойтись без падений.
При активном правильном развитии ребенок покоряет все новые и новые высоты, тогда как освоенные навыки закрепляются. Неуклюжесть же — это ситуация, при которой ребенок как падал на ровной поверхности в полтора года, так и в 5 лет продолжает спотыкаться о бордюры и подворачивать ноги на камушках. Колесные средства не поддаются, из рук все валится, каждая дверь грозит ушибом. Что делать?
Ждать, что ребенок сам когда-нибудь перерастет эту неприятность, — это как надеяться, что он с возрастом начнет играть на музыкальном инструменте.
Неуклюжесть — это сигнал о том, что тело развивается как-то не так, как могло бы.
А значит, пора действовать!
Шаг 1: отправляемся к неврологу
Ловкость зависит от того, насколько органы чувств хорошо связаны с нашим «центром управления» — головным мозгом.
Например, когда мы ходим, нервные окончания из ноги передают информацию в спинной мозг. Тот собирает все данные от тела и передает их в головной мозг — там идет анализ происходящего. Если что-то в этой цепочке сбоит, то человек становится менее устойчив и ловок.
Как выяснить, что и где разладилось? Если ребенок регулярно падает без особых причин, это повод показать его неврологу, чтобы исключить развитие серьезных заболеваний (например, неустойчивость может быть симптомом рассеянного склероза).
Если обследование показало отсутствие явных патологий, переходим ко второму этапу.
Шаг 2: занимаемся хроническими заболеваниями
Представьте, что вы отключили какой-то один орган чувств. Да что там представлять: вспомните ощущения, когда заложен нос.
Даже при отсутствии обоняния человек становится более неуклюжим, хуже ориентируется в пространстве. То же самое происходит с человеком, который не слышит, что творится вокруг: доказано — люди, передвигающиеся по городу в наушниках, чаще становятся участниками несчастных случаев.
Поэтому, если невролог не нашел никаких отклонений, отправляемся к ЛОРу.
Аденоиды, хронический отит и другие ЛОР-заболевания могут стать причиной стабильной неловкости — и с ними надо разобраться (в частности, чтобы не тормозить двигательное развитие).
Шаг 3: развиваем вестибулярный аппарат
Качели и карусели придуманы в этом мире неспроста: это отличная тренировка для вестибулярного аппарата, который в детском возрасте также активно развивается.
Особенно если у ребенка были различные ЛОР-заболевания, затрагивавшие среднее ухо — а оттуда до вестибулярного аппарата рукой подать, — есть повод почаще радовать малыша различными кручениями и качаниями.
Без фанатизма и насилия, конечно же, исключительно в удовольствие.
Шаг 4: заботимся об осанке
И, наконец, последний в списке, но важнейший, по сути, шаг — работа над структурой тела.
Представьте себе скакового коня: он хорошо видит, его кости прочны, он ощущает движение воздуха каждым рецептором. Он весь как стрела и несется, с легкостью обходя соперников на поворотах. А теперь представьте, если у этого коня… Искривление позвоночника! Насколько ему удобно скакать по треку? Одна нога все время забирает чуть в сторону, шея искривлена, глаз косит, жокей давит на плечо.
Если есть те или иные искривления, нервная система вынуждена работать в режиме нон-стоп для поддержания хоть какой-то осанки: подстраивать движение под ограничения, компенсировать одни перекосы другими. Вся система перегружена, и ей очевидно не до развития ловкости.
Кроме того, при нарушениях осанки нервы могут в той или иной степени пережиматься, из-за чего сигнал от периферии (конечностей) к мозгу проходит не так точно, как хотелось бы.
Например, одна из распространенных патологий — смещение первого шейного позвонка в результате родовой травмы. Это очень небольшая деформация, не заметная глазу, может ухудшать проходимость нервного сигнала от спинного мозга к головному и снижать качество движения.
Что делать?
В первую очередь, чтобы диагностировать и исправить возможные нарушения, надо показаться остеопату. Он поможет скорректировать осанку и порекомендует те или иные активности, которые помогут развить результаты лечения.
Когда причина неуклюжести будет устранена, надо:
— предоставить телу возможности развития: вовлекать ребенка в активные игры;
— заняться тем или иным спортом (на любительском уровне, без высоких требований к результатам);
— стимулировать мелкую моторику: шить, перебирать крупу, собирать конструктор — кому что интересно;
— регулярно добавлять новые непривычные активности: на прошлой неделе плавали, на этой еще и на танцы сходим.
В общем, максимально занимать нервную систему — так, чтобы у нее был повод строить новые связи.
Начните прямо сейчас!
Пока вы принимаете решение о том, с чего начать, — как помочь ребенку развиваться ловким, свободным и энергичным, ловите момент.
Очень часто системное нарушение осанки проявляется, в частности, в плоскостопии. Не секрет, что стопы связаны с ногами, те — с тазом, таз — с позвоночником, шеей и даже прикусом.
То есть плоскостопие — это один из «перекосов», который говорит о том, что, вероятнее всего, есть и другие нарушения опорно-двигательного аппарата.
Не упустите это лето — тонизируйте нервы стоп (они это любят!) и таким образом корректировать их форму — и всего опорно-двигательного аппарата.
Больше давайте ходить ребенку босиком по разным поверхностям: песок, камушки, трава, деревянный пол и т. д. И сами разувайтесь за компанию: что может быть увлекательнее совместных полезных занятий?
Чем лучше ноги чувствуют землю, чем более работоспособны нервы, тем лучше себя чувствует стопа, а ее обладатель двигается более уверенно, точно и легко.
Фото: Shutterstock.com