Опубликовано 25 августа 2014, 09:01

Младенцу крайне необходим контакт с глазами матери

Так у него формируется умение следить за взглядом другого человека, которое, как установили ученые, не зависит от продолжительности беременности.
глаза.jpg

глаза.jpg

Умение следить за взглядом другого человека критически важно для малышей. Оно помогает им получать множество информации, необходимой для формирования первых социальных взаимодействий. Ранее считалось, что способность младенцев следить за глазами другого человека определяется степенью развития их головного мозга и формируется только у доношенных детей. Однако исследователи из Чили доказали, что это умение зависит не от продолжительности беременности, а от наличия у ребенка опыта зрительного «общения» с мамой. Результаты исследования опубликованы в журнале Psychological Science.

Согласно существующей гипотезе, большинство когнитивных способностей новорожденного, в том числе и слежение за взглядом, развиваются только в том случае, если развитие головного мозга к моменту рождения полностью завершено. Однако некоторые когнитивные функции формируются в результате реакции младенца на насыщенное социальное окружение. Исследователи из Pontificia Universidad Católica de Chile во главе с Марселой Пена (Marcela Peña) решили перепроверить, к какой из этих двух групп относится способность младенца следить за глазами окружающих его людей.

В исследовании ученых принял участие 81 новорожденный, при этом младенцы были поделены на 4 группы: доношенные дети в возрасте 4 месяцев; доношенные дети в возрасте 7 месяцев; недоношенные дети в возрасте 7 месяцев; и недоношенные дети в возрасте 10 месяцев. Все недоношенные младенцы появились на свет на 2,5-3 месяца раньше срока. Всем новорожденным демонстрировался экран с изображением женского лица. Как только внимание ребенка сосредотачивалось на этом лице, женщина переводила взгляд налево или направо. Одновременно с этим с каждой стороны экрана появлялась яркая движущаяся игрушка. С помощью специальной методики отслеживания движения глаз исследователи оценивали, на какую из игрушек младенец посмотрел в первую очередь. Подобный тест повторялся с каждым ребенком 20 раз.

Результаты показали, что недоношенные дети из обеих групп повели себя точно так же, как доношенные 7-месячные младенцы, и первым делом посмотрели на игрушку с той стороны, куда был устремлен взгляд женщины на экране. И только доношенные 4-месячные дети не следили за глазами женщины и в случайном порядке смотрели на появляющиеся игрушки. Исследователи объясняют это различие тем, что недоношенные дети раньше начинают контактировать с глазами и лицом матери и других окружающих людей. К определенному возрасту они накапливают значительный зрительный опыт , которого еще нет у 4-месячных доношенных детей. Следовательно, умение следить за взглядом не зависит от степени развития головного мозга ребенка, а только от его личного опыта зрительных контактов.