Опубликовано 17 ноября 2015, 18:34

Классная работа: как помочь ребенку с дисграфией?

В настоящее время дисграфия – очень распространенное явление. О том, как выявить дисграфика и как помочь ему преодолеть школьные трудности, рассказывает логопед Ирина Дунаева.
Классная работа: как помочь ребенку с дисграфией?

Классная работа: как помочь ребенку с дисграфией?

Все мы слышали о таком «модном» заболевании, как дислексия. Но мало кто знает, что существует еще и дисграфия. Это нарушение письма, которое нередко можно выявить только в школе, в первом классе, когда ребенок начинает писать. Примечательно, что дети, страдающие дисграфией, совершенно не обязательно не умеют читать. О том, как выявить дисграфика и как помочь ему преодолеть школьные трудности, рассказывает логопед Ирина Дунаева.

В настоящее время дисграфия – очень распространенное явление. Первое и главное: коррекцией нарушений письма должны заниматься профессионалы – логопеды и психологи. Но есть такие упражнения, которые могут использовать учителя на своих уроках, а при выполнении домашнего задания эти упражнения помогут и родителям. Прежде всего это звуко-буквенный анализ слов: выделение фонем в слове (звуков) и перевод их в графемы (буквы).

Звуко-буквенный анализ слов

В первом классе все учителя на уроках проводят звуко-буквенный анализ слов, что определяется программой. Эта работа даже на первых этапах обучения должна проходить осознанно. Если процессу не уделять должного внимания, то формирование навыка письма может не произойти. Анализируя ошибки на письме, логопеды отмечают, что большая часть их связана с недостатками проведения звуко-буквенного анализа на уроках. К сожалению, таким нарушениям учителя не уделяют должного внимания.

Для родителей можно порекомендовать игру в слова. Многим знакома подобная игра в названия городов. Ребенку шести-семи лет будет проще называть слова на заданный звук или определять первый и последний звуки, а также количество звуков в словах.

У малыша с нарушением фонематического восприятия на выделение звука в слове, определение его места, подбор слов на определенный звук и звуко-буквенный анализ на уроке будет уходить гораздо больше времени. Не торопите таких детей. Иначе будет страдать качество работы, в том числе и письма.

Известный нейрофизиолог А. Р. Лурия доказал, что нарушение фонематического слуха и звуко-буквенного анализа связано с нарушением деятельности определенного отдела головного мозга, отвечающего за процесс письма. Причины нарушения деятельности этого отдела могут быть разные (травма, воспалительные процессы, наследственность), но в итоге ребенок может стать безграмотным.

Чтобы этого не произошло, необходимо на начальных этапах обучения проводить специальную коррекционную работу. Главное, надо понимать, что, как и болезнь легче предупредить, чем лечить, так и предрасположенность к нарушению письма легче выявить на начальном этапе обучения и предупредить ее путем выполнения определенных заданий, чем потом бороться с безграмотностью.

Написание слов под диктовку

Хочется порекомендовать учителям и родителям требовать от детей сопровождать написание слов диктовкой. Это очень важно. Но диктовать надо так, как ребенок будет писать, то есть орфографически. Диктуя, произнося звуки и представляя те буквы, которые необходимо написать, ребенок будет учиться писать грамотно.

Кроме того, повторяя все слово целиком, а потом произнося его по слогам и звукам, первоклассник избегает ошибок, связанных с пропуском и перестановкой букв и слогов. Позднее проговаривание вслух ребенок заменит диктовкой «про себя». Это даст свой положительный результат – сформирует грамотное письмо.

От того, как ребенок будет себе диктовать, правильно ли будет выговаривать все звуки, тоже зависит характер ошибок на письме. Если на момент поступления в школу у дошкольника нечеткая артикуляция или же нарушено звукопроизношение, то это тоже отразится на письме. Вместо буквы «р» он напишет «л», а вместо «ш» – букву «с» – и увидит учитель в тетради не «красную шапочку», а «класную сапочку».

Проявление зеркальности

Что это такое? Думаю, многие родители дошкольников отмечали у своих детей написание печатных букв и цифр в обратную сторону, т. е. зеркально. Учителя первоклассников тоже сталкиваются с таким явлением. Сначала разберемся, в чем причина нарушения.

В первую очередь зеркальность проявляется у детей-левшей или у переученных левшей. У этих малышей могут возникнуть различные трудности при формирования навыка письма: специфические ошибки, плохой почерк, зеркальность, дрожание руки и т. д. Конечно же, нельзя утверждать, что абсолютно все левши будут с трудом осваивать письмо. Все это очень индивидуально. В своей практике я не единожды встречала левшей с прекрасным почерком и с оценкой «отлично» по русскому языку.

Раннее обучение письму – вторая причина зеркальности. Отделы головного мозга, отвечающие за этот процесс, созревают к семи, а иногда и к восьми годам. «Незрелый» же ребенок будет воспринимать букву не как символ, обозначающий определенный звук, а как рисунок, и ему будет абсолютно все равно, в какую сторону «смотрят» буквы «К», «Я», «Э», «С» или цифры «6», «4», «9».

Да, наше время диктует другие правила. Детей берут в школу с шести с половиной лет. Но если ребенок в шесть лет читает, это не значит, что он готов к обучению. Не надо спешить.

И еще: нарушение зрительно-пространственных представлений тоже влияет на формирование навыка письма и проявление зеркальности.

Вот некоторые примеры, как пишет слова и цифры ребенок с нарушением зрительно-пространственных представлений: «яма» – «Rма», «это» – «Єто». У этих детей с трудом формируется образ буквы.

Как помочь ребенку с дисграфией?

  • Повторимся, что при первых же признаках нарушения письма необходимо обращаться к логопеду.

– Если не проводить коррекцию «глупых» ошибок, надеяться, что все исправится само собой, то дисграфия «превратится» в дизорфографию (неспособность применять орфографические правила на письме, что опять же приведет к безграмотности).

– Речевые нарушения играют большую роль в формировании письменной речи. Тем не менее если специфические ошибки в письменных работах единичны, это не является дисграфией. Причиной таких ошибок могут быть усталость, напряжение, невнимательность и плохое самочувствие.

– Сформированность пространственных представлений (лево – право, верх – низ и т. д.) и хорошо развитая мелкая моторика способствуют успешному освоению написания букв.

– Лепка, работа ножницами, штриховка, шнуровка обуви, правильное удержание ложки и вышивание помогут развить мелкую моторику. Занимайтесь этим до школы, и ваш ребенок будет радовать вас и учителей красивым каллиграфическим почерком.

– Требуйте от ребенка сопровождать письмо диктовкой. Это поможет избежать таких ошибок на письме, как пропуски и замены букв, слогов и слов.

– Не заставляйте детей с нарушением письма многократно переписывать работу. Положительного результата это не дает.

– Детям-дисграфикам нельзя следовать принципу «безотрывного» письма (при написании слов ручка не отрывается от строки в тетради).

– Не подгоняйте ребенка с медленным темпом деятельности. Это приведет к увеличению количества специфических ошибок на письме.

– Следуя моде, не заменяйте письмо от руки печатанием на клавиатуре. Такая замена негативно отразится на развитии головного мозга. Кроме того, письмо ручкой гораздо эффективнее развивает моторику, чем рисование.

– Знайте, что письмо – это интеллектуальное упражнение. В нем участвуют различные анализаторы: тактильный, зрительный и слуховой.

– Не спешите обвинять учителей во всех неудачах ребенка. Определите сначала причину этих неудач.

– Помните, что все трудности преодолимы, но в одиночку с ними не справиться: требуются совместные усилия родителей, учителей, логопеда, психолога, возможно, невролога. Но больше всего вам будут необходимы терпение и доброта.

Автор: Ирина Дунаева