Как мы сами замедляем развитие детей: 10 ошибок, которые нельзя совершать
© Shutterstock/VOSTOCK
В редакцию «Летидора» пришло письмо от остеопата, психолога и отца двух детей Дениса Кикина. За 17 лет своей практики он успешно поработал более чем с двумя тысячами детей, научил их двигаться, взаимодействовать с внешним миром.
Денис признался, что многому научился на личном примере со своей женой и двумя детьми. Он многое понял, осознал, применил на практике и теперь готов поделиться своим опытом с другими родителями, чтобы помочь им избежать ошибок. Каких именно? Читайте в его колонке.
НЕ НАДО носить младенца вертикально
Я много работаю в кабинете с последствиями родовых травм. Роды — это процесс непростой не только для мамы, но и для ребенка. Малышу нужно преодолеть некоторые препятствия. В связи с чем шея ребенка подвергается большой нагрузке, и нужно время, чтобы этот отдел восстановился и окреп.
Поэтому важно носить ребенка горизонтально или под углом 45 градусов.
Ведь если слишком рано начать носить ребенка вертикально, то это может навредить шее: нарушить кровоток, замедлить развитие. Только после того как ребенок начинает уверенно держать головку, его можно носить вертикально. Обычно это происходит, когда ребенок может самостоятельно садиться (на 6-8-м месяце).
НЕ НАДО сажать за ручки или водить
Как остеопат и физиолог я хорошо знаю, как развиваются движения у новорожденных.
В организме ребенка есть механизм поэтапного созревания центральной нервной системы. Если ребенка кормить, мыть попу и удовлетворять его естественные потребности, то он сам повернется, поползет, сядет, пойдет на четвереньках, а затем встанет и пойдет на ногах. Если помогать ребенку и торопить его, то он, как организм, развивающийся по пути наименьшего сопротивления, будет вас использовать как помощников, а сам в результате отстанет в развитии.
НАДО пускать на пол
Многие бережливые родители стараются сохранить для ребенка комфорт и создают как бы «парниковый эффект».
Случается, что родители, стараясь уберечь ребенка от холода или травмы, не пускают его на пол. И он вынужден развиваться в ограниченном пространстве кровати или манежа. Но ребенок — живой организм, который, подстраивается под окружающую среду. Только делает это намного быстрее. Если ребенок много времени проводит только в своей кровати, то он начинает отставать в развитии. Если он находится на кровати или диване своих родителей, то велика вероятность падения и травмы.
На полу ребенок развивается быстрее.
Поэтому я рекомендую убирать опасные предметы и отпускать ребенка на пол примерно с 4 месяцев. Делать это нужно постепенно. Постелите что-нибудь мягкое (одеяло, например), лягте на пол вместе с ребенком, поиграйте с ним, а когда он освоится, можно оставлять и одного.
НЕ НАДО предостерегать от падений
Да, дети падают! Родители, запомните это.
Мы часто сравниваем умения ребенка с нашими навыками, полученными на протяжении долгого времени. Это объяснимо, но неправильно по отношению к нему. Двигательная система ребенка постоянно совершенствуется. Только совершив ошибку, он включает свои способности и ищет возможность ее исправить. И тогда он становится ловким и сильным и двигается вперед.
Я заметил, что дети специально ищут возможность преодолеть препятствие, чтобы почувствовать возможности своего тела.
Родители! Не лишайте детей возможности узнать свои ресурсы. Будьте рядом, сохраняя спокойствие, и поддерживайте.
НЕ НАДО торопить
Да, темп жизни высокий. У взрослых много дел: надо работать, отвести детей в сад или школу, приготовить еду и т.д. И мы начинаем подгонять ребенка: «Ну что ты копаешься, не можешь одеться сам? Ну что ты как маленький!»
Да, он маленький! У него еще не такая хорошая моторика. Поэтому он не может с первого раза попасть в рукав, в ботинок и завязать быстро шапку. А ребенок думает: _«Наверное, я ничего не умею». _
У него падает самооценка, он отказывается выполнять ваши просьбы и начинает еще сильнее задерживаться в приобретении навыков.
А можно ведь не торопиться. Мы ведь взрослые люди и знаем, что ребенку требуется время. Подождите, подбодрите, покажите на своем примере способность одеваться и пользоваться временем разумно.
НАДО сразу дать ребенку имя
Как вы яхту назовете, так она и поплывет. Многим знакома эта фраза. Имя человека несет большое значение: смысловое и фонетическое. Ребенок очень хорошо воспринимает и запоминает звуки, интонацию, громкость речи.
Обращаясь к ребенку, вы объясняете ему, кто он такой, как вы к нему относитесь. И если он это понял, он может идти в развитии быстрее.
НАДО понимать потребности ребенка
У новорожденного не так уж и много потребностей. Но они жизненно важные. Это потребность в еде, тепле, чистоте, любви!
Любовь можно поставить на первое место. Ведь она будет выполнять важную роль на протяжении всей жизни человека! Если ребенок не будет чувствовать любви, то он потратит время и силы на ее завоевание. Поэтому задача родителя — постепенно научиться определять эти потребности ребенка. А папа может помочь маме сохранять покой, оберегая ее от стресса и даря свою любовь.
НЕ НАДО раздражаться на крик ребенка
Да, дети кричат. Это их язык. Но кричат они в том случае, когда их что-то беспокоит. Это все те же неудовлетворенные потребности, дискомфорт, адаптация.
Если вы раздражаетесь, нервничаете, то вы сами начинаете кричать. Ребенок думает, что случилось что-то страшное, и может испугаться еще больше. А психика ребенка может травмироваться, и это помешает развитию. Ребенку нужно научиться чувствовать и понимать, что с ним происходит. Ведь он совсем беспомощный и неумеха.
А мы-то взрослые всемогущие. Так вот и вести себя нужно как взрослые.
Покажите ребенку свою силу и терпение, помогите малышу справиться с дискомфортом. Когда не хватает своих знаний — сходите получить их у специалиста. Например, к консультанту по грудному вскармливанию, инструктору по плаванию, остеопату. Мы работаем для вас.
НАДО проявлять сочувствие
Научиться всему в этом мире ребенку поможет родитель. И самое важное — это уметь управлять своими чувствами. Ведь после рождения малыш совсем не знает себя. Он изучает свое тело, находит ручки, ножки, учится ими пользоваться. Он учится понимать свои эмоции. Радоваться, грустить, смеяться, сердиться.
Чтобы он не запутался в чувствах, помогите ему: объясните, что он чувствует в данный момент.
Если упал, не отворачивайтесь, говоря: «Мужик не плачет». Плачет, если больно!
Если видите, что он расстроен или радуется, разделите с ним эти чувства. Это поможет ему понять себя и вырасти уверенным.
НЕ НАДО сравнивать с соседским ребенком
Ребенок в 4 месяца должен перевернуться, в шесть месяцев должен сидеть, в год должен ходить. И дальше в том же духе: «у соседей уже говорит, а наш нет», «посмотри на Федю, он всё успевает, а ты нет», «я плохой, а он хороший». Никакого быстрого развития не ждите в таком случае. Должен, должен, должен… Откуда это гипертрофированное чувство долга? Никто никому ничего НЕ ДОЛЖЕН!
Я открою большой секрет: если вы что-то делаете, то и ваш ребенок будет делать примерено то же самое.
Принятие своего ребенка таким, какой он есть, и есть передача ему силы и уверенности в себе.
Давайте изменим ситуацию уже сегодня и сделаем первый шаг вместе. Покажем своим отношением к ребенку, что рядом находится взрослый человек, который в нужную минуту подаст руку, похвалит, а иногда просто промолчит и обнимет. Тогда ребенок увидит пример, к которому захочет стремиться. И вырастет личность, способная действовать самостоятельно, на радость вам, дорогие родители!