Опубликовано 05 мая 2014, 13:23

Дайвинг для детей

В день подводного праздника об особенностях детского дайвинга «Летидору» рассказывает Олег Греков, член технического комитета Конфедерации подводной деятельности России, дайвер с 1981, инструктор ДОСААФ с 1987 года, инструктор CMAS, IDS Staff инструктор PADI, руководитель «Школы дайвинга Олега Грекова»
Дайвинг для детей

Дайвинг для детей

Международный день дайвинга приходится на осень, но в России многие профессионалы и любители подводного плавания считают своим праздником 5 мая — День Водолаза, который отмечается в честь основания в Кронштадте первой в мире водолазной школы. Это событие произошло 5 мая 1882 году, в эпоху царствования Александра III.

А современность такова, что популярность дайвинга год от года растет, в наши дни это увлечение стало массовым и давно не является прерогативой взрослых. Еще не собираясь писать этот материал, я как-то поинтересовалась у своих друзей — дайв-мастеров и инструкторов — с чего у детей и подростков начинается увлечение подводным миром. Ответ был единодушным — с подачи родителей. Если взрослые полюбили этот вид отдыха и познания мира — непременно захотят приобщить к этому и своих детей. Здесь нет ничего общего, объяснили мне, с походами из-под палки в секцию фигурного катания или многолетними мучениями скрипки, после которых дети, случается, выкидывают инструмент, чтобы больше никогда к нему не прикасаться.

«Обычно дети фанатеют, — сказал один из участников этой беседы, — я знаю лишь один случай, когда мой товарищ, сам инструктор, обучил своего сына и тот воспринял это как необходимость, не более». Однако погружения с аквалангом — занятие достаточно ответственное, и в сфере детского дайвинга необходимо учитывать как особенности детского организма, так и восприятия мира.

Об особенностях детского дайвинга «Летидору» рассказывает Олег Греков, член технического комитета Конфедерации подводной деятельности России, дайвер с 1981, инструктор ДОСААФ с 1987 года, инструктор CMAS, IDS Staff инструктор PADI, руководитель «Школы дайвинга Олега Грекова».

oleg.jpg

oleg.jpg

В моем представлении существуют две концепции знакомства детей с аквалангом. Можно приехать на курорт и сделать 1-2 пробных погружения, которые ни к чему не обязывают. Но мы поговорим о другом — о комплексном обучении и серьезном отношении к дайвингу.

В первую очередь следует сказать о двух основных ошибках родителей. Первая — это чересчур легкомысленное отношение. Многие взрослые, которые пришли в дайвинг и которым легко дались первые погружения, полагают, что ребенка научить погружаться так же легко, и что смогут обучить его сами. Вторая — напротив — гиперопека. Таким родителям подводное плавание представляется чем-то экстремальным и опасным, и они пытаются контролировать все действия инструктора. Недавно 16-летнего подростка папа приводил на занятия в бассейн за ручку. Это тоже ошибочно — потенциальная опасность существует и при переходе улицы, а при грамотном подходе дайвинг не более опасен, чем любой другой вид спорта или активного отдыха.

Существует так называемый «рейтинг травматичности», в котором, как ни странно, прочно лидируют баскетбол, американский футбол и велосипед, а дайвинг делит последние по уровню опасности места со сквошем и бильярдом.

Бояться не нужно, но нельзя и забывать о специфике и серьезных различиях в процессе обучения и собственно погружений детей и взрослых. Причин тому несколько, во-первых, особенности физической подготовки детей. Оборудование достаточно тяжелое, кроме того, воздействие высокого давления под водой различается для детского и взрослого организма. Во-вторых, дети не всегда правильно воспринимают такие понятия как техника безопасности и ответственность. Ну и наконец в школьном возрасте гораздо сложнее понять те законы физики и физиологии, на которых эта техника безопасности построена. При этом дети, как правило, осваиваются под водой гораздо быстрее и легче взрослых в силу своего любопытства, большей готовности воспринимать все новое и тяги к приключениям.

Во всех системах обучения и сертификации дайверов (в России наиболее распространены системы CMAS и PADI) существуют специальные курсы и программы для детей. Они различаются между собой длительностью, минимальным возрастом учеников, глубиной погружения, но все, в основном, построены на игровых методиках с обязательным учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Здесь очень много зависит от инструктора — не все готовы заниматься с детьми, поскольку это дополнительная ответственность, не достаточно быть хорошим дайвером, нужно быть еще и хорошим педагогом, уметь правильно преподносить материал. В нашей школе, к примеру, те инструктора, которые занимаются с детьми, проходят с ними физику на наглядных и понятных примерах — а потом в обычной школе на уроках физики дети показывают отличные результаты, даже если раньше по этому предмету было «никак».

Родители часто задают вопрос, с какого возраста детям можно заниматься дайвингом. Единых стандартов здесь нет, есть рекомендации, и есть объективная оценка возможностей ребенка, которую должен дать инструктор. В некоторых случаях родителям советуют подождать полгода-год, и потом прийти снова. Для родителей бывает достаточно травматично услышать, что их ребенок, «самый-самый», еще не готов к погружениям, хотя его сверстники уже занимаются, но в случае риска или опасности здоровью инструктор должен занимать жесткую позицию.

Конфедерация CMAS называет нижнюю возрастную планку в 8-12 лет, начиная с 14 лет подростки могут получать сертификаты по взрослым стандартам CMAS. Ассоциация PADI устанавливает минимальный возраст индивидуально для каждого из курсов обучения. 10-летним детям разрешается погружаться на мелководных участках и в бассейне на глубину не более 6 м, потом постепенно в сопровождении инструктора они проходят подготовку к погружениям на открытой воде до 12 м. С 10 лет ребенок может получить сертификат PADI Junior Open Water. И во всех случаях дети до 15 лет должны погружаться только вместо со взрослыми сертифицированными дайверами.

Существуют специальные программы для самых маленьких, начиная с 5-6 летнего возраста. В этих случаях применяется специальное снаряжение, куда входит спасательный жилет, к которому присоединен регулятор и баллон с воздухом. Таким образом, ребенок плавает по поверхности воды, не поднимая головы, и с самого юного возраста учится пользоваться аквалангом. Инструкторы, которые проводят такие курсы, проходят отдельную сертификацию.

Начиная с 8-ми лет допустимо совершать непродолжительные погружения на глубину не более 2 м. Хочу еще раз предостеречь родителей от переоценки возможностей своего ребенка и, в особенности, своих возможностей. Случается, что неопытные взрослые дайверы, превышая безопасные пределы глубины, не справляются с возникшими сложностями и тем более не могут помочь ребенку, находящемуся рядом. Для совершеннолетнего человека в одиночку это рискованная глупость, но и его личная ответственность, а в случае, если рядом находится ребенок, — уже преступление.

Вообще почти все проблемы на глубине связаны с нарушениями техники безопасности. В нашей практике трагических случаев, слава богу, не было. Было несколько случаев, когда подростки забывали своевременно проверить снаряжение, и дайв приходилось прерывать. А вот нелепые, но не страшные истории периодически происходят. Много раз предупреждаем: не надо засовывать в плавки или в гидрокостюм кораллы — все равно тащат. Один мальчик случайно смахнул в воду кучу солнечных очков всей группы — потом ныряли и доставали. Несколько раз дети находили на небольшой глубине подводные фотоаппараты и фонарики, оброненные взрослыми туристами…

Моему сыну 4 года, он уже умеет нырять на задержке дыхания, погружаться мы с женой Ириной (она тоже инструктор по дайвингу) его научим. А вот станет ли дайвинг его профессией — он сам решит, когда вырастет.