Опубликовано 08 января 2019, 08:00

5 любопытных фактов о тех, кто принимал роды со времен Руси

Сегодня отмечают праздник Бабьих каш, то есть день повитух, женщин, которые в старину помогали появиться детям на свет. Рассказываем о самых интересных фактах из истории родов на Руси
5 любопытных фактов о тех, кто принимал роды со времен Руси

В старину роды у женщин принимали повитухи, они же повивальные бабки, и в первый день после Рождества отмечали праздник Бабьих каш, когда и чествовали тех, кто помогал малышам появиться на свет.

Сегодня роды принимают акушерки, при этом присутствуют и акушер-гинеколог, и неонатолог, а иногда и доула. Но раньше всеми этими профессиями владел один человек – повитуха.

«Летидор» нашел 5 интересных фактов о том, какую роль играли повитухи в жизни каждой семьи, зачем стали обучать первых акушерок и когда появились первые родильные дома.

Когда звали повитуху

Начнем с того, что роды могла принимать только женщина, мужчин и близко не подпускали к роженице. А «бабкой» повитуха называлась условно: это могла быть и женщина в возрасте, и просто опытная девушка, которая родила уже своих детей (причем важно было, чтобы они родились здоровыми).

Этот навык ей должны были передать по наследству мать или бабушка.

В некоторых деревнях считалось, что хорошая повитуха должна быть сама первым или последним ребенком в семье.

Чаще всего повивальню, еще и так называли повитух, приглашали тайно, не произнося конкретных слов. Говорили, мол, наша Марфа занемогла, на печь полезла. Это делали для того, чтобы не сглазить роженицу, чтобы роды прошли легче.

Если повитуха приходила прямо на роды, она распускала косы будущей матери и узлы на ее одежде, чтобы роды «развязались» и не затянулись. Иногда даже двери, ворота и калитки приоткрывали с этой целью.

Она не только принимала роды, но и ухаживала в дальнейшем за роженицей и младенцем: мыла малыша и мать, перевязывала пуповину своим или материнским волосом, чтобы «привязать» ребенка к родне, заговаривала на счастье и даже клала новорожденного в печь, чтобы он был здоровым (чаще такой обряд «перепекания» совершали с больными детьми).

В деревнях женщины рожали в бане или в хлеву самостоятельно, но иногда подготовить место помогали повитухи, правда, чаще их призывали именно на роды или даже после, когда уже важно было выполнить необходимые действия/обряды именно для младенца.

Кроме того, повитуха умела «править» и саму роженицу, и младенца, помогала матери «вернуть» матку на место, а ребенку сформировать «правильное» тело и головку путем нехитрых движений.

5 любопытных фактов о тех, кто принимал роды со времен Руси

Причем здесь Бабьи каши

Та «бабка», которая принимала роды была одним из самых близких членов семьи.

Считалось, что, однажды приняв роды, повитуха становилась родней младенцу на всю жизнь.

Так вот в первый день после Рождества все те, кто прошли через «проворные» руки повитухи (то есть в ее руках роды прошли удачно, и младенец родился здоровым), с дарами шли к ней.

Ей приносили блины, пироги, полотенца, отрезы тканей, (реже расплачивались монетой) она могла также одарить «своих» младенцев.

К повитухе в этот день ходили и те женщины, которые хотели иметь много детей или уже готовились рожать.

Повитуха, в свою очередь, в этот день варила кашу из проса и гречихи. Застолье принято было проводить шумно и весело.

Что придумали русские цари

Повивальные бабки были в почете в глухих деревнях нашей страны долгое время вплоть до середины 20 века. Но на самом деле серьезные изменения начали происходить еще в 18-м веке и все благодаря «иноземным» врачам, которых впервые пригласил работать царь Петр Первый.

Позже, при императрице Елизавете Петровне, отечественный военный врач Павел Захарович Кондоиди сделал удивительное для тогдашней России дело – смог заставить обучаться всех повивальных бабок, будь то в деревне или в городе. Тогда «бабичьи» школы были открыты в Петербурге и Москве.

И их стали обучать с точки зрения науки, взяли на учет и стали подвергать экзаменам!

Но по-прежнему к родам допускали только женщин. Диплом уже тогда говорил о многом.

Кроме того, повивальных бабок обязывали оказывать помощь роженицам независимо от чина и достатка, удерживаться от браных слов и пьянства, не использовать любых препаратов для изгнания плода.

Первых квалифицированных повитух готовили в основном немки, а первым профессором и преподавателем «бабичьего дела» в Москве и вообще в России стал Иоганн Фридрих Эразмус.

5 любопытных фактов о тех, кто принимал роды со времен Руси

Когда появились акушерки

Начало преподавания акушерства как отдельной дисциплины на медицинском факультете Московского университета связано с именем Вильгельма Михайловича Рихтера, он был директором созданного им Повивального института при Московском императорском воспитательном доме.

Более того, в 1818 году он принял роды у императрицы Александры Федоровны.

После было еще много выдающихся врачей, которые благодаря своим исследованиям способствовали тому, чтобы поднять эту область медицины до современного уровня.

Но возвращаясь к главному вопросу – акушерка (от французского слова accoucher — помогать при родах) как профессия появилась все-таки с того момента, как П. В. Кондоиди начал обучать деревенских искусниц «с руками» не просто повивальному делу, а родовспоможению.

5 любопытных фактов о тех, кто принимал роды со времен Руси

Когда появились родильные дома

Первый родильный дом в России появился только в конце 19-го века. Создан он был с целью, чтобы женщины легкого поведения не рожали на улице.

Но к счастью в 20-м веке, когда появились первые антибиотики искать способ, чтобы снизить материнскую смертность. А еще стали думать о так называемом «втором пациенте», то есть о плоде, и искали пути снижения перинатальной смертности.

Но вообще женщины крайне неохотно рожали тогда в роддомах.

До начала 20-го века туда обращались лишь женщины, у которых не было возможности родить дома – не было денег или потому, что ребенок был незаконнорожденный.

Многие женщины так и рожали дома, им помогали родственницы (часто это была свекровь), или приглашали к себе повивальную бабку, а в сложных случаях – уже и акушера.

Но после революции 1917-го года традиции родовспоможения разрушились.

Хотя повивальных бабок еще обучали профессии, но эта схема работала еще несколько лет. А в 1920 году произошли изменения в системе здравоохранения. В повивальных институтах и школах перестали готовить акушерок, зато взяли курс на всеобъемлющий охват беременных женщин врачебными услугами. Тогда отказались от домашних родов и решили, что принимать младенцев нужно в родильных домах, а затем перешли на полное стационарное медицинское родовспоможение. Повивальных бабок стали преследовать в судебном порядке.

А уже с середины 30-х годов прошлого века появились новые учреждения – женские консультации.

Фото: Vostock Photo, художник К.В. Лемох , открытые источники

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!