Опубликовано 19 января 2017, 08:00

4 актуальные мысли доктора Комаровского о еде, врачах, детском саде и школе с пяти лет

Доктор Комаровский о том, как распознать хорошего доктора, почему в школу можно идти в 3 года и почему нельзя хвалить ребенка за пустую тарелку.
4 актуальные мысли доктора Комаровского о еде, врачах, детском саде и школе с пяти лет

Доктор Комаровский не устает радовать мам своими полезными советами о здоровье детей и их развитии. «Летидор» выбрал самые яркие высказывания Евгения Олеговича из интервью, которое доктор дал проекту Anews.

Как выяснить, что перед вами плохой врач

«Прежде всего, вы должны понимать: задача детского врача – помогать вам и решать ваши проблемы. Если же по итогам встречи у вас намного больше проблем, чем было до нее, если вы услышали от врача «страшилки», если была произнесена фраза типа «это вам только кажется, что все хорошо, а на самом деле у вас все плохо», если врач подчеркнул, что без него вы теперь пропадете, значит, здесь что-то не так.

Если вы занимаетесь своим образованием, если вы адекватно и ответственно относитесь к родительству, если вы понимаете, что в сложившейся в нашей стране ситуации папа и мама не могут слепо доверять жизненно важные решения, касающиеся здоровья их ребенка, другим людям, если вы читаете и вам знакомы элементарные основы медицинских знаний, то определенные диагнозы и определенные названия лекарств уже вам скажут о том, что пора искать другого врача.

Ну, например, вам лечат дисбактериоз, «поднимают иммунитет», советуют не гулять, рекомендует с двух месяцев яблочный сок, назначают интерфероны, лечат обычную ОРВИ кучей отхаркивающих препаратов и противовирусными средствами, рекомендуют лекарства «для аппетита», «для печени» и так далее».

Детский сад для общения и укрепления иммунитета

«Нам всем в течение жизни приходится общаться с огромным количеством людей, и от искусства этого общения зависит очень многое: личная жизнь, успехи в учебе, профессиональная реализация. Неудивительно, что стандартная рекомендация подразумевает обучение искусству коммуникации с другими людьми с самого раннего детства. Другой вопрос в том, что действительно ли в детских дошкольных учреждениях много внимания уделяют тому, чтобы научить детей общаться и строить отношения друг с другом по-человечески.

Как правило, малыши приносят в детский сад те навыки выяснения отношений и улаживания конфликтов, которыми они овладели, наблюдая за взрослыми членами своей семьи.

В детском саду они обмениваются этими навыками, и в дальнейшем получается гремучая смесь, которая, собственно говоря, и формирует нравы нашего взрослого общества».

«Встретиться с вирусами можно в школе, а можно раньше – в детском саду. Понятно, что повстречавшись с ними в детском саду и переболев, мы фактически укрепим иммунитет ребенка, но не иммунитет вообще, а иммунитет по отношению к совершенно конкретным заболеваниям. В целом же надо отметить, что многочисленные «детсадовские» болезни могут оказывать на иммунитет и крайне негативное влияние – здесь все определяется как тактикой лечения, так и условиями, в которых ребенок находится в детском саду. Если каждая вирусная инфекция – это повод засунуть в ребенка десяток никому ненужных лекарств, если в детском саду практикуется ограничение физической активности малышей, если здесь их заставляют есть, если они мало гуляют, если в помещениях жарко и сухо, то понятно, что такое лечение и такой детский сад уж точно не будут укреплять иммунитет».

О пищевом поведении, чистых тарелках и избыточном весе

«Следует признать, что очень часто некие пищевые привычки родители рассматривают в качестве нарушения пищевого поведения. На самом же деле они таковыми не являются. К примеру, отказывается ребенок от первого блюда, или у него нет никакого аппетита утром во время завтрака или ему не нравится вкус гречневой каши… Другой вопрос в том, что родителям должны быть известны стандартные приемы, позволяющие оптимизировать пищевое поведение, сделать его удобным для всех членов семьи.

Ну, например, отказывается ребенок от завтрака. Что делать? Ответ очевиден - уменьшить объем и калорийность пищи, съедаемой накануне вечером, увеличить физические нагрузки.

Говоря другими словами, нужно изменить образ жизни, чтобы аппетит утром появился.

Ведь так удобно для всех, когда ребенок плотно позавтракал и имеет возможность в первой половине дня спокойно учиться или играть с другими детьми, не думая о еде.

В общем, искренне хотелось бы пожелать родителям самостоятельно искать ответы на вопросы, что в пищевом поведении ребенка реально хорошо и что реально плохо. А кроме этого - иметь возможность обсудить пищевые проблемы с внимательным, доброжелательным и небедным педиатром».

«Если ест много и если имеется тенденция к набору лишнего веса, то первоочередная задача – это не диета, а увеличение энергозатрат. Прежде всего – избегать перегрева и увеличивать физические нагрузки, приобщать к спорту, работе по дому и т.д. Диета? Да, возможно. Резко сократить количество сладостей, уменьшить жирность продуктов и калорийность блюд. По крайней мере, сделать так, чтобы ложка в супе не стояла, а плавала. Еще очень важно следить за техникой потребления пищи. Да-да, именно за тем, как это происходит: сделать все, чтобы не торопился, чтобы хорошо жевал, чтобы была пауза между первым и вторым. Никогда не хвалить за пустую тарелку».

Когда можно отдавать в школу даже в 3 года

«Ни возраст ребенка, ни желание родителей не являются определяющими. Главное – школа.

Если в школе созданы адекватные условия для занятий, отдыха, спорта, прогулок, если детям там хорошо и ничего не влияет отрицательно на их здоровье, так идите в школу хоть с трех лет.

Но, к огромному моему сожалению, подавляющее большинство современных школ на всей территории бывшего Советского Союза в очень малой степени приспособлены к тому, чтобы обучать детей гармонично, без негативного влияния на их здоровье. Исходя из этого, я не приветствую раннее начало обучения, поскольку категорически не приемлю сложившуюся в нашей системе образования ситуацию, когда детское здоровье расходуется в обмен на получение знаний».