Опубликовано 29 августа 2017, 11:00
4 мин.

Вот что нужно сделать, чтобы ребенок перестал себя плохо вести

«Пожалуй, самые частые вопросы родителей и учителей ко мне связаны с дисциплиной», - признается доктор психологических наук Гордон Ньюфелд.
Вот что нужно сделать, чтобы ребенок перестал себя плохо вести

Что делать, когда ребенок ведет себя несносно и неприемлемо? Как заставить его прекратить? Нужно ли ругать и наказывать за плохое поведение?

Дисциплина необходима ребенку как воздух, без нее в современном обществе его ждут одни неприятности, уверен психолог. Однако достичь ее строгостью и жестокостью, все равно, что лечить головную боль при помощи гильотины. Добиться хорошего поведения, будучи в плохих отношениях с ребенком невозможно, утверждает Гордон Ньюфелд.

«Летидор» послушал одну из лекций канадского психолога и узнал, как установить дисциплину и сохранить привязанность, не навредив при этом эмоциональному развитию ребенка.

Впервые родители могут столкнуться с неконтролируемой и необъяснимой агрессией в поведении ребенка между 2 и 3 годами. В этот период у ребенка нередко случаются истерики, вспышки гнева и агрессии. Этот опыт способен повергнуть неопытного взрослого в состояние шока. Попытки вразумить или указать на последствия не имеют действия, а наказания зачастую приводят только к ухудшению поведения. Почему же традиционные воспитательные методы не работают?

Причина кроется в том, как запрограммирован мозг ребенка.

Научные исследования последних десятилетий доказали, что поведение незрелого ребенка обусловлено исключительно инстинктами и эмоциями, заложенными в нем природой. А потому абсолютно бесполезно указывать малышу на результаты его плохого поведения. Смысла родительского нравоучения он просто не поймет. Зато давление со стороны мамы или папы почувствует моментально, что в свою очередь вызовет у него мощный инстинкт сопротивления.

Можно ли научить ребенка управлять своими эмоциями

Эмоциональное взросление – это процесс, заложенный в человеке самой природой. В среднем, к 6-7 годам ребенок начинает делать первые попытки управлять своей импульсивностью. В это время у него зарождаются смешанные чувства, то есть умение мыслить об одном и том же с разных сторон. Например, ребенку хочется одновременно и ударить сестренку, и обнять ее.

Подобные противоположные импульсы уравновешивают друг друга, помогая ребенку взрослеть.

Когда малыш демонстрирует смешанные чувства, родитель должен концентрировать внимание на его добрых намерениях. Если малыш искренне привязан к взрослому, считает его своим другом и наставником, он сам понемногу начинает контролировать свое поведение в соответствии с добрыми чувствами, а не эмоциями.

Таким путем ребенок мало-помалу ребенок учится управлять своей жизнью. В этой точке начинается его путь к эмоциональной зрелости.

Важно!

Послушание работает в том случае, если задействованы инстинкты привязанности. Доверяйте стремлению ребенка быть хорошим, работайте над укреплением привязанностей, а не ставьте в основу воспитания наказание за результат поведения!

Вот что нужно сделать, чтобы ребенок перестал себя плохо вести

Эмоции и чувства: в чем разница

Если инстинкты и эмоции присущи любому младенцу с рождения, то чувства развиваются по мере его эмоционального развития.

Чувства – это эмоции, которые мы осознаем.

Особенно важны для эмоционального развития ребенка чувства заботы, тревоги и тщетности. В основе чувства заботы лежит естественное стремление малыша к любви и близости с родными людьми. Когда ребенок проявляет заботу о маме, кошке или младшем братике, ни в коем случае не поощряйте и не хвалите его за это. Это уже заложено в вашем ребенке, дайте этому выйти наружу! Забота за награду способна превратить ребенка в самовлюбленного нарцисса. Правильно развитое чувство тревоги учит ребенка быть осторожным, а чувство тщетности знакомит его с ограничениями, которые неминуемо встречаются на пути.

Традиционные методы воспитания часто ранят чувства ребенка. Хорошего поведения пытаются добиться, манипулируя тем, что наиболее дорого детям: стремление к близости, вниманию и чувству ценности.

Когда родитель делает вид, что уходит, пытаясь заставить заигравшегося ребенка поторопиться, он думает, что преподает ему урок.

На самом же деле, он просто играет на самой мощной эмоции ребенка – опасности разлуки, повышая тем самым тревожность малыша и давая почву для развития страхов, агрессии и навязчивых состояний.

Важно!

Дисциплина должна достигаться с минимальной угрозой разделения со значимыми для ребенка людьми.

Что делать

Лишенные привычных воспитательных инструментов, родители обычно недоумевают: что же тогда остается? Искренние, добрые отношения, уважение и привязанность – вот что поможет избежать проблем с дисциплиной.

После 6-7 лет родители вполне могут обсуждать результаты поведения с ребенком. Но делать это необходимо вне инцидента, когда эмоции обеих сторон уже остыли.

До появления у ребенка смешанных чувств, с 2 до 6 лет, мощнейшим инструментом воспитания является игра.

Дети запрограммированы на игру, они чувствуют себя в ней свободно и безопасно. В игре можно прожить любое даже самое неприятное чувство и поведение. Истерики, драки и швыряние предметов в игре не опасно – ведь это происходит не на самом деле. Так позвольте ребенку получить этот опыт там, где это не причинит вреда ни себе, ни окружающим.

Игра дает взрослым бесконечный простор для родительского творчества. Немного фантазии со стороны взрослого – и ребенок сам сядет на горшок, съест тушеные овощи и застегнет в машине ремень безопасности. Если ребенок увидит искорку в глазах близких и почувствует, что это не обязанность, то все получится!

Благодарим Русское отделение института Ньюфелда и лично Ольгу Писарик за предоставленные записи лекций Гордона Ньюфелда

Фото: Shutterstock.com

Статья опубликована на канале Letidor.ru в Яндекс.Дзен.