Валерий и Наталья Черкашины: "Мы так и не поняли, кто кого воспитывал"
Валерий и Наталья Черкашины: "Мы так и не поняли, кто кого воспитывал"
Всегда ли дистанционное воспитание ведет к эмоциональной отчужденности ребенка и проблемам в развитии? В семье московских художников Валеры и Наташи Черкашиных считают, что это не так – наоборот, творческий образ жизни и постоянные разъезды помогли воспитать сына более самостоятельным, ответственным и разносторонним человеком. Своей историей художники поделились с «Летидором».
- Когда вы начали профессионально заниматься искусством?
Валера: Я недавно понял, что всю жизнь был художником, а профессионально занимаюсь этим с 25 лет. Наташа: А я меня к этой профессии подтолкнуло рождение Кирилла. До этого я была преподавателем, но работать в школе мне не нравилось, меня всегда тянуло к искусству. И в декретном отпуске у меня появилось больше свободного времени, которое я могла этому уделять. Валера стал все больше привлекать меня к своей работе – водил по выставкам, знакомил с художниками, интересовался моим мнением. В конце концов, я решила на работу не возвращаться, а заняться искусством вместе с Валерой.
- Каково было воспитывать сына при такой непредсказуемой, во всех отношениях, работе?** Валера:** В воспитании Кирилла у нас никогда трудностей не было. Мы научились дружить с сыном, поэтому у нас не возникало с ним серьезных конфликтов и не было проблем переходного возраста. Кроме того, с самого раннего детства мы приучали его к самостоятельности, и это сильно помогло нам в дальнейшем. С самого рождения мы давали ему личное время. Например, цепляли к коляске одну игрушку и оставляли его играть с ней, и изучать ее. Затем мы мягко перевели его на ночной сон, так что он не просыпался и не кричал посреди ночи. Наташа много занималась с ним по различным развивающим методикам. Кирилл рано научился читать, считать и думать. Мы давали ему задачу, а он уходил в свой уголок и решал ее, собирал кубик-рубик или читал.
C четырех лет мы начали ненадолго оставлять его дома одного, и ему это понравилось, у него очень быстро появились свои собственные дела. Потом, когда мы куда-то собирались, он нас даже поторапливал, говорил: «Вам еще не пора выходить? Вы не опоздаете?». В школу он также с первого класса ездил сам на метро.
Он очень быстро привык к тому, что у него всегда есть собственное время –никогда не требовал постоянного внимания, редко приходил к нам за помощью.
Конечно, были периоды, когда нам приходилось очень непросто, потому что в работе художника нет стабильности и гарантий. А с рождением сына у нас появилось еще больше ответственности. Пока Кирилл был маленький, нам часто приходилось ставить материальный вопрос на первый план и думать о том, как зарабатывать. Сейчас, когда он вырос, я по этому поводу уже не переживаю. Есть деньги – хорошо, нет денег, значит нет, ну и ладно.
Наташа: Но о смене профессии мы никогда не думали, нам всегда удавалось найти какое-то решение, а трудности, наоборот, способствовали профессиональному развитию.
- Творческие профессии сопряжены с нестабильным графиком и частыми разъездами. Как подолгу вам приходилось отсутствовать, и как это отражалось на воспитании ребенка?** Валера:** Поначалу мы немного путешествовали. Первая длительная выездная выставка в Санта-Фе у нас состоялась, когда Кирилл уже был в первом классе. Тогда мы еще не знали, как часто будем выезжать.
Со временем выездных выставок становилось все больше – бывали случаи, когда из целого года нам удавалось провести в Москве всего несколько месяцев. Но, если поездка совпадала с периодом школьных каникул, то мы часто брали Кирилла с собой.
Наташа: Отъезды никак не изменили наш подход к воспитанию. Единственное полезное, чему меня научили в педагогическом институте – это осознание того, что дети – такие же личности, как и взрослые, только с меньшим жизненным опытом. Они умнее нас и лучше приспособлены к новому времени. Мы рано это поняли и относились к сыну, как к независимому и самостоятельному человеку.
- А как Кирилл относился к вашим отъездам?** Наташа:** Он относился очень спокойно – не грустил и не плакал, когда мы уезжали, и не прыгал от восторга, когда мы возвращались. Сам он никогда с нами не просился и даже не спрашивал, что мы ему привезли. В общем, его такое положение дел устраивало, и он не казался несчастным.
- С кем он оставался в ваше отсутствие?** Валера:** Когда мы уезжали, Кирилл оставался с бабушкой, с которой был не очень близок. Он приходил домой только отдыхать, кушать и спать.
А лет с 16 лет мы начали оставлять его одного. Ему и бабушке это нравилось гораздо больше.
- Как бабушка относилась к вашему образу жизни и подходу к воспитанию?** Наташа: Она принимала это как должное и никогда нас не осуждала, даже несмотря на то, что наш выбор профессии она не одобряла и не воспринимала его серьезно. Большого участия в воспитании Кирилла она не принимала, скорее выполняла функцию присмотра. Валера:** Единственный ультиматум, который она нам поставила – отдать Кирилла в такую школу, где бы с ним делали домашнее задание прежде, чем отпустить домой. Так что нам пришлось перевести его в частную школу.
- Было ли у вас ощущение, что вы что-то упускаете?** Валера:** Конечно, нам было очень жалко каждый раз уезжать и оставлять сына, особенно в детстве. Как-то раз мы вернулись из очередной поездки, а Кирилл приехал с дедушкой встретить нас в аэропорту. Стоит, улыбается, а у него нет двух зубов. Нас не было всего три месяца, но в таком раннем возрасте – это очень большой период времени.
- А с воспитательной точки зрения?** Валера:** Я считаю, что такой образ жизни пошел ему на пользу. Несмотря на наши отъезды, он знал всю нашу жизнь, то, как и чем мы живем. С детства он часто присутствовал на наших встречах с разными интересными людьми, участвовал в разговорах, слушал, ходил с нами на выставки, путешествовал. Он рос более ответственным, самодостаточным, многосторонним и зрелым человеком. Он рано научился хорошо готовить и практически никогда не просил у нас денег. Мы не переживали, когда оставляли его одного – он не устраивал вечеринок, не ходил по клубам, у него был хороший круг друзей. И мы не ругались – если возникала проблема, то мы ее обсуждали. У нас всегда были доверительные отношения.
Наташа: Мы с первых лет жизни воспитывали сына так, чтобы научить его самостоятельно думать и решать проблемы. Поэтому у него очень рано на все сформировалось свое собственное мнение, и он сам знал, чем и когда он хочет заниматься. Я не думаю, что если бы мы проводили с ним больше времени, то смогли бы воспитать его лучше. А вообще-то, мы так и не поняли, кто кого воспитывал…
- Чем сейчас занимается Кирилл? Он когда-нибудь хотел стать художником, как его родители?** Валера:** Еще в дошкольный период, примерно в 3,5 года, он начал делать интересные художественные проекты – очень необычные фантастические корабли. О нем даже делали передачу в программе «Взгляд», писали в газетах. Затем он написал один стих, который напечатали в журнале и дали гонорар. Написал один фантастический рассказ, что-то рисовал. Но на этом все и закончилось. С приходом в школу, интерес к искусству у него совсем пропал. Зато он с детства много читал и у него хорошо было развито логическое мышление. Однажды, еще в начальной школе, кто-то его спросил хочет ли он быть художником, как мама с папой, а он ответил: «Я никогда не буду художником, как мои родители. У них даже автомобиля нет». Так что он увлекся компьютерами, недавно переехал в Вашингтон и работает программистом. А еще танцует и преподает аргентинское танго.
Наташа: А я сейчас смотрю на молодых людей в художественных школах, и в какой-то мере даже рада, что наш сын решил заниматься чем-то другим. Все-таки это тяжелая профессия – можно всю жизнь над чем-то работать и никогда не быть уверенным в заработке. Для того, чтобы заниматься искусством, его надо действительно любить.