Тревожные звоночки: как понять, что у малыша в детском саду есть проблемы
© VOSTOCK
Все мамы и папы без исключения переживают, когда ребенок отправляется в детский сад. Кто знает, как малыш адаптируется, как и с кем будет общаться? А вдруг его обидят, и он не сможет за себя постоять? А вдруг...
Вообще детсад — это отличный жизненный опыт, и именно здесь нужно начинать учиться решать конфликтные ситуации и искать правильные решения. Однако, отгоняя пустые страхи и охи, родителям важно не пропустить реальные «звоночки», сигнализирующие, что в саду действительно что-то пошло нет так. О них «Летидору» рассказала основатель петербургской сети билингвальных садов CDF Наталья Фесенко.
Не будем говорить о ссадинах, синяках, рваной одежде и прочих очевидностях, когда следует обеспокоиться и задать соответствующие вопросы персоналу сада. Посмотрим на не самые очевидные вещи.
• Нехороший признак, если поведение ребенка резко изменилось. К примеру, малыш всегда радостно бежал в сад, чтобы поиграть с другими детками, а тут и слышать про сад не хочет.
Насторожитесь, если ребенок ни с того ни сего начал устраивать утренние истерики, не хочет одеваться и всячески затягивает утренний ритуал сборов в сад.
• Повод для беспокойства, если вы заметили, что ваш разговорчивый малыш перестал рассказывать о садике, друзьях, воспитателе и вообще замыкается в себе, отказывается отвечать на простые вопросы про то, как прошел его день, что он делал, какое у него настроение.
• Пора начинать родительское расследование, если ребенок симулирует болезнь — нарочито покашливает или жалуется на живот. Сюда же отнесем вдруг возникшие вредные привычки — грызть ногти и ковырять в носу.
• Если малыш стал плохо спать и перестал нормально есть , это уже серьезный сигнал о том, что с ребенком не все в порядке. Причиной могут стать внутренние переживания и стресс. Природа устроена таким образом, что ребенку не обязательно рассказывать все самому, его организм сам просигнализирует маме о его проблеме. Такого рода нарушения — это своеобразная защитная реакция на внешний или внутренний негатив.
Конечно, родителям нужно ежедневно внимательно слушать рассказы ребенка о том, как он проводит время в саду. Например, это можно сделать по дороге домой, интересуясь, с кем он играл, с кем поругался и почему, какие были занятия.
В то же время, если малыш заявляет, что его обидели, не торопитесь идти разбираться.
Возможно, просто Света из группы решила поиграть не с ним, а с Колей. Сначала задайте наводящие вопросы, чтобы прояснить для себя истинное положение дел.
Если вы поняли, что есть проблема, а ребенок не может ее озвучить или сформулировать, психологи рекомендуют использовать игру, в ходе которой можно ненавязчиво расспросить, что происходит и что волнует малыша.
Например, поиграйте с малышом в садик. Определите вместе с ним образ-куклу воспитателя, самого ребенка, посмотрите, какие игрушки он выберет для обозначения других детей. Проиграйте в этом кукольном театре несколько сценариев, в которых ваш ребенок сможет продемонстрировать поведение или реакции воспитателя и одногруппников. Можно задавать наводящие вопросы: «А если Вася будет баловаться, что воспитатель скажет?», «Если Петя не захочет спать, что воспитатель сделает?», «А что ты делаешь и чувствуешь в этот момент?».
Таким образом, вы должны проиграть с ребенком все режимные моменты сада от расставания с вами до встречи.
Наверняка вы услышите фразы, которые часто звучат в саду, и действия из окружения ребенка.
Важно, чтобы игра была ненарочитой и не напрягала ребенка.
Отличный способ диагностики скрытых ситуаций — рисунок. Можно попросить малыша изобразить на бумаге свой сад, одногруппников, нянечек и воспитателя.
При анализе рисунка обращайте внимание на цвета, которыми нарисованы персонажи, размеры, расположение и выражения лиц героев рисунка. Аккуратно задайте вопросы, рассматривая рисунок вместе. Если не разберетесь сами, такой рисунок можно показать любому детскому психологу. И конечно, пообщайтесь с персоналом сада, озвучив беспокоящие вас моменты. Адекватные сотрудники всегда заинтересованы в том, чтобы детям было в детском саду хорошо и комфортно.
Бывает, что мамы опасаются разговаривать и выяснять проблемы с воспитателем, чтобы потом на ребенке не «отыгрывались». Тем не менее существуют ситуации, когда родители обязаны досконально разобраться и в случае необходимости защитить собственного ребенка.
Каждый малыш должен чувствовать, что мама всегда придет на помощь.
В более старшем возрасте эффективна практика, когда родители устанавливают негласное правило: в конфликтах с детьми – решай сам, а если в конфликте задействован взрослый, то решать такую ситуацию будем мы.
Объясните ребенку заранее, что родители могут разрешить любую возникшую проблему, если о ней сразу рассказать и не замалчивать. Кроме того, на помощь может прийти психолог, для того чтобы найти правильные ориентиры.
В любом случае изначально необходимо найти причины, а затем действовать, исходя из ситуаций.
Фото: VOSTOCK