Система PEKiP: У ребенка свой план развития
Система PEKiP: У ребенка свой план развития
В семидесятые годы чешский психолог Ярослав Кох разработал систему игр, доступную ребенку с месячного возраста. По его наблюдениям, младенцы, с которыми регулярно играли в предложенные им игры, росли более спокойными и любознательными, легче осваивали режим и в целом развивались быстрее. Каждому возрасту в системе PEKiP (Пражская программа “Родители и дети”) соответствуют определенные игры при помощи естественных для ребенка движений и перемещений в пространстве. Ведущий предлагает группе простые предметы (погремушки, шары, куски ткани), и показывает игры с ними, а также эмоциональные игры - вроде известной всем мамам игры в “Ку-ку”.
В Москве курсы “Родители и дети - первый год” на основе системы PEKiP проходят на базе Центра лечебной педагогики. Группы работают в помещениях Центра в районе метро "Университет", "Парк культуры" и в детском саду в Ясенево. Сотрудники ЦЛП учитель-дефектолог Има Захарова и педагог Мария Дименштейн, ведущие групп для мам с малышами, рассказали "Летидору" об особенностях этой системы воспитания.
- Почему то, что происходит на ваших занятиях, называется играми, а не заданиями или упражнениями?
Мария: Игра - это свободная деятельность, в игры нельзя заставить играть. Мы создаем условия, чтобы детям и мамам было интересно вместе что-то делать, чтобы пробудилась активность ребенка.
Хитрость в том, что подзаголовок книги о PEKiP Лизель Полински переведен у нас как "Более 100 развивающих игр". На самом деле там стоит немецкое слово Anregung, которое означает "побуждение, импульс". Только так ведь по-русски не скажешь: 100 побуждений. Поэтому, конечно, игры - это условное название, чтобы подчеркнуть добровольный характер этих занятий.
- Откуда взялась эта система?
Мария : Сотрудники ЦЛП и директор Анна Битова давно размышляли, какую бы нам изучить ценную и полезную иностранную систему, направленную на развитие маленьких детей, на профилактику разных нарушений, в т.ч. - эмоциональных. И тут как раз наша коллега по Центру, семейный психолог Ольга Попова переехала жить в Германию, познакомилась с программой PEKiP, которая ей очень понравилась, окончила курсы и стала вести группы. Она рассказала нам про эту систему, и оказалась, что она очень близка ЦЛП по духу: занятия ориентированы на собственную активность ребенка, на уважение и внимание к нему, его интересы и потребности. Ольга переводила книгу Лизель Полински, одной из основательниц PEKiP, вместе с нею придумывала, как адаптировать систему к российским реалиям и сама проводила обучение. Обучение длилось два года, после четырех трехдневных семинаров ведущие начали вести группы под супервизией, и только после этого получили право самостоятельного ведения групп. Сейчас в Москве 11 сертифицированных ведущих.
Има: Программа PEKiP решает четыре задачи: поддержка развития ребенка, поддержка отношений между мамой и ребенком, поддержка отношений между взрослыми и поддержка отношений между детьми. Все это делается с использованием различных игр.
- Какие могут быть отношения между детьми в таком возрасте?
Има: До четырех месяцев они действительно держатся каждый при своей маме и другие дети им не очень-то интересны. Но вдруг - им исполняется четыре месяца, или, чтобы не привязываться к возрасту, они начинают переворачиваться на живот. У них включается дальнее поле зрения, они переворачиваются, и сразу начинают видеть других детей, и начинают к ним ползти. Мама пытается с ним в игрушечку поиграть, а он хлоп - и весь там, в кругу, с остальными.
- Как устроены занятия?
Мария: Курс “Родители и дети - первый год” включает в себя 10 занятий, которые проходят один раз в неделю и длятся полтора часа. Группа набирается из детей близкого возраста - лучше, чтобы разница между ними была в пределах месяца - полутора. Состав группы на протяжении курса постоянный, чтобы все друг к другу привыкли и чувствовали себя комфортно. Чем раньше мама с ребенком начинают заниматься, тем лучше, потому что отношения между ними формируются в самом раннем возрасте. Когда отношения застыли, когда чуткость, которая вообще-то присуща родителям изначально, не поддерживается и не развивается, заниматься сложнее. Мы бы хотели начинать с самого начала - с месяца, с двух. Но, поскольку эта идея еще не очень распространена в народе, группы для самых маленьких набирать сложнее.
Има: Занятия проходят раз в неделю, в течение каждого занятия ребенку предлагается четыре-пять игр. У меня на коленках сидит кукла, и с ее помощью я показываю мамам и малышам движения. Потом говорю - давайте попробуем поиграть.
Игры бывают двигательные, с предметами и на общение; для положения на животе и на спине, для ручек, для ножек. Все построено довольно свободно. Если ребенок хочет играть он играет, если нет - мама смотрит, чего он хочет в данный момент, другую игрушку, или поесть, или просто понаблюдать. Все должны чувствовать себя довольно расслабленно, только в такой атмосфере можно действительно почувствовать своего ребенка. Если у мамы с ребенком что-то не складывается, ведущий может подсесть, спросить: как вам кажется, чего хочет сейчас ваш малыш. Давайте понаблюдаем, чего хочет.
Сначала мамам бывает сложно расслабиться. Они очень настроены на занятия, а здесь вроде бы ничего не происходит. Если ведущая чувствует какую-то пустоту, она может задать тему для разговора. Мамы выключают потребность что-то немедленно делать и начинают говорить на посторонние темы. Еще одна особенность наших занятий - разговоры на посторонние темы поддерживаются. Если ребенок только родился - все начинают обсуждать как он рождался, как кормить ребенка, какие слинги и какие переноски.
- Естественное родительство?
Има : Нет, мамы приходят разные - некоторые кормят грудью, некоторые смесями, у других дети все время с пустышкой. Естественно, по поводу прививок-пустышек возникает разговор. Ведущий при этом не поддерживает ни одну сторону. Предположим, я против прививок, но должна вести себя так, чтобы у группы не возникло такой идеи. Мы готовы обсуждать любую тему, причем мы должны обсуждать ее так, чтобы не возникало резких конфликтов.
- Организовать занятия с такими маленькими детьми наверняка непросто.
Мария: Когда мы только начинали, то очень боялись, что будет, если они все вместе начнут кричать. И задавали Ольге одни и те же вопросы - а если кто-то заснет, а если проголодается? Оказывается, что одновременно они почему-то не кричат, а если кто-то засыпает, значит, он будет на занятиях спать. А мама в это время спокойно будет с кем-то беседовать и наблюдать как другие дети играют. С детьми проблемы быстро решаются.
Проблемы взаимоотношений мам и детей тоже постепенно удается решать. Например, мама раз за разом видит, что ребенок не играет в предложенные игры, и это ее нервирует, или сама не включается в происходящее, приходит просто чтобы поболтать. Ведущая не должна критиковать, а наоборот, поддерживать маму в том, что получается хорошо. Помочь ей описать ситуацию и увидеть ее. Потихонечку человек начинается ориентироваться лучше.
Има: Бывают чуткие мамы, бывают не очень. Мы хотим на выходе получить чуткую маму, которая умеет общаться и чувствует дистанцию, комфортную для своего ребенка. Чем хороша группа, - тем, что друг у друга они учатся.
- Это обучение сорока мам в течение полугода. Ведете ли вы какую-то более широкую просветительскую деятельность?
Има : Мы ездим в российские города, проводим там семинары. К нам сюда приходят педагоги, которые занимаются с детьми раннего возраста. Наша задача - сменить взгляд педагога на ребенка, который потом, может быть, изменит взгляд родителей, объяснит, что им не нужно ребенка специально стимулировать, а нужно поддерживать его развитие.
- Какая разница между поддержкой развития и его стимуляцией?
Има: Когда мы стимулируем, у нас в голове существует некий план, под который мы все подтягиваем. А у ребенка свой план развития. Может быть, сначала он поползет, потом сядет, а может наоборот. И если наблюдать и чутко относится к потребностям ребенка, можно этот план понять и помочь, эмоционально его поддерживая.
- Когда оканчиваются занятия?
Има: Цикл заканчивается в год и два месяца, но в этом году мы ведем две экспериментальные старшие группы: многие мамы не захотели расставаться и уговорили двух ведущих продолжить занятия для более старшего возраста. Правда, это уже не совсем формат PEKiP, т.к. возраст другой и задачи тоже меняются. В возрасте 2-3 лет у занятий появляется более жесткая структура, больше правил, детям это нравится, им это интересно. Дальше они просто идут в детский сад, но без травматического опыта.
- А как в дальнейшем адаптироваться ребенку, привыкшему к индивидуальному подходу, в системе, которая такого подхода не предполагает? Не будет ли у него проблем с обычным государственным детским садом?
Мария: Ответ зависит от того, чего мы хотим. Хотим, чтобы ребенок рос человеком с доверием к миру (в первую очередь к родителям), с интересом ко всему, с "активной жизненной позицией"? Или чтобы он умел пассивно подчиняться обстоятельствам, а своей инициативы не проявлял, потому что в детском саду это не приветствуется? Это философский вопрос.