Школьные проблемы приемных детей: почему они возникают и как на них реагировать
© Shutterstock/VOSTOCK
Специально для читателей «Летидора» материал подготовила Диана Машкова, писатель, журналист, основатель клуба «Азбука приемной семьи» фонда «Арифметика добра», мама четверых детей, трое из которых приемные.
Неофициальная статистика говорит о том, что почти половина случаев вторичного сиротства — разусыновление или возврат из-под опеки — вызвана в том числе школьными проблемами приемных детей. Они не хотят или не могут учиться. Испытывают сложности в отношениях с учителями или со сверстниками. Не усваивают школьную программу. Приемные родители пытаются, но не могут изменить ситуацию. И семья разрушается изнутри.
Дети
Чтобы не быть голословный, приведу пример. Девочка-подросток, здесь назовем ее Машей, пришла в семью в возрасте 12 лет. Адаптация и выстраивание отношений с новыми родителями отнимали у Маши слишком много сил. Решать параллельно задачу со школой — новые учителя, новые одноклассники и ко всем нужно искать подход — было слишком сложно.
Девочка справилась с проблемой привычным способом: ушла от нее. То есть просто перестала ходить в школу.
Не ходила месяц. Не ходила полгода. Не ходила год. Приемные родители пытались повлиять. Пытались пристыдить и заставить. Но никакие уговоры и угрозы не работали. Девочка словно впала в ступор, из которого ее не могли вывести ни психологи, ни психиатры. Отношения в семье, которые только-только начинали строиться, разрушились.
«Масла в огонь» добавили в этой истории и органы опеки: стали давить на родителей и обвинять их в том, что те не справляются со своими обязанностями. Школа требовала. Опека требовала. Напряжение нарастало.
И родители в итоге сломались — произошел отказ…
Жалобы на плохую успеваемость приемных детей слышны сплошь и рядом. Двойки, отсутствие мотивации, безответственность встречаются на каждом шагу. Психологи обычно советуют родителям не оказывать на детей давления в период адаптации, не заставлять насильно делать уроки или посещать занятия, чтобы не помешать зарождению доверительного контакта. Но на практике это очень сложно реализовать. Приемные семьи находятся под пристальным контролем общества и государства. А успеваемость детей — один из негласных критериев «успешности» семьи.
Причины
Почему же так много проблем со школой именно у приемных детей? Если вспомнить пирамиду потребностей Маслоу, ответ на поверхности —
для успешной учебы должны быть соблюдены базовые условия.
Для ребенка это безопасность (удовлетворение физиологических потребностей, а также защищенность) и его привязанность к своему взрослому (принадлежность семье и признание). У детей-сирот нет ни того, ни другого. Многие из них пережили в своей жизни насилие — в кровных семьях со стороны родителей или в детских домах со стороны старших воспитанников. Многие голодали, были лишены заботы, сталкивались с опасными для жизни ситуациями до того, как попали в детский дом. Большинство, находясь в учреждениях, не имели значимых взрослых.
Логично, что дети там не интересовались учебой. Перед ними стояла другая задача — выжить.
И даже когда они наконец обретают безопасный дом, маму и папу, им очень трудно расслабиться, привыкнуть к новой жизни и переключиться на школу.
Процесс адаптации может растянуться на несколько лет — только когда появится настоящее доверие и будут выстроены близкие семейные отношения, ребенок убедится: «Я в безопасности. Я часть семьи. Меня любят, я нужен». Тогда начнут происходить перемены. Но и этого в некоторых случаях бывает недостаточно.
Причины «плохой учебы» могут лежать не только в области не сформированных отношений с родителями. Важно, принят ли ребенок учителями и сверстниками. Важно, проработаны ли его психологические травмы. Есть ли особенности развития. Чтобы добиться положительных результатов в учебе, придется сначала обратить внимание все эти вопросы. А они по-настоящему сложные. Не говоря уже о том, что родителям потребуются необычайное спокойствие и терпение.
Школа
Готовят ли учителей к особенностям детей-сирот? К сожалению, нет. Поэтому даже самые опытные педагоги могут не понимать того, что происходит с ребенком.
«Почему Даша отвечает на сложные вопросы и молчит, когда я спрашиваю об элементарных вещах? Может быть, она протестует?» — спрашивала меня классный руководитель 13-летней дочки, которая только-только пришла в нашу семью.
Прекрасный человек и большой профессионал, она не понимала того, с чем пришлось столкнуться ребенку.
Когда дочке было 9 лет, ее кровную маму посадили в тюрьму, а саму ее отправили в детский дом. В одно мгновение мир ребенка рухнул: нет мамы, нет дома, нет прежних друзей, старой школы, учителей, одноклассников. Даже запахов привычных нет, даже звуков и ощущений. Сколько нужно сил, чтобы пережить такую потерю? Чтобы выжить в детском доме после родной семьи? Даша провела в учреждении 4 года, и все это время она не могла сосредоточиться на учебе. Именно поэтому ответить по теме, которую она проходила, скажем, в четвертом классе, было немыслимо. А вот пересказать то, что учительница давала детям вчера — пожалуйста. И это не протест. Это последствия тяжелой ситуации, в которой долгое время жил ребенок.
Учительница услышала мои объяснения и перестала видеть в поведении Даши вызов.
Согласилась прочесть книгу Людмилы Петрановской «К вам в класс пришел приемный ребенок», которую я ей подарила. И мы стали соратниками. Начали шаг за шагом решать общую проблему. Классный руководитель нашла верный подход, сумела сделать так, чтобы Даша вновь заинтересовалась учебой. К слову, пока дочка жила с кровной мамой, она была отличницей.
Сегодня таких высоких результатов у нее уже нет, но и вопрос о второгодничестве, который был актуален в момент прихода в нашу семью, больше не стоит. Даша учится в 10 классе и готовится поступать в вуз.
Родители
Что же делать родителям приемных детей, чтобы школа не стала началом конца?
Во-первых,
всегда надо ставить во главу угла семью и отношения с ребенком, а не школу.
В конце концов стать счастливым человеком можно вне всякой зависимости от школьных оценок, а в некоторых случаях даже и без многих школьных знаний.
Среди моих знакомых, прекрасных и успешных людей, есть те, кто в силу разных причин не окончил школу. Но они нашли себя в интересных и необычных сферах: стали музыкантами, фотографами, ювелирами, реализовались в других творческих профессиях. То есть освоили с нуля то, к чему изначально имели талант.
В крайнем случае получить аттестат о среднем образовании можно и позже, причем несколькими способами — обучаясь в вечерней школе, дистанционно, самостоятельно. А вот вырасти счастливыми без семьи очень и очень сложно.
Повторюсь, важно сначала решать базовые проблемы детей, и принятие — далеко не последняя из них.
Во-вторых, не позволять школьным проблемам влезать в семью и разрушать ее изнутри. Что бы ни случилось, родители должны помнить: сам ребенок несоизмеримо важнее школьных успехов и неудач. Конечно, с «провалами» бывает трудно мириться, особенно если педагоги подливают масла в огонь: «Вы же родители!», «Сделайте что-нибудь!», «Заставьте его учиться!»
Постоянное давление на родителей приводит к росту напряжения внутри семьи.
И все же очень важно не срываться на ребенке, не перекладывать всю ответственность на него, а выстраивать отношения со школой примерно в таком ключе: «Мы знаем, что нашему ребенку трудно. Но мы очень хотим ему помочь. Давайте вместе думать над решением этой задачи». В моем случае (в двух, если быть точной — с Дашей и с Гошей) такой подход довольно быстро принес хорошие плоды.
В-третьих, не завышать ожиданий. Да, каждому родителю очень хочется, чтобы его ребенок учился хорошо. Тогда им легко гордиться. Но с детьми нужно принимать во внимание множество факторов: личную историю, темперамент, возможности.
Важно наблюдать за ними и внимательно относиться к тому, что им по-настоящему нравится. Стараться развивать малейшие способности, думать над тем, как превратить эти способности в будущую профессию. И быть откровенными с самими собой: то, чему сегодня детей учит школа, мало коррелирует даже с текущей профессиональной деятельностью большинства людей. Не говоря уже о профессиях будущего. Поэтому есть ли смысл так уж сильно переживать о школе и разрушать из-за нее отношения? Даже имея условные тройки по нелюбимым предметам, ребенок, который растет в принятии и любви, не потеряется в будущем и найдет свое место в жизни.
И в заключение о Маше. Она не вернулась назад в детский дом. К счастью, при участии фонда «Арифметика добра» нашлась другая семья, которая захотела ее принять. Поначалу и там было все то же самое — Маша категорически отказывалась ходить в школу.
Целый год просидела дома. Зато на второй начала понемногу оттаивать и стала посещать занятия.
Новая приемная мама оказалась более гибкой и понимающей. Она пробовала разные пути сближения с ребенком. Готова была обсуждать всевозможные формы образования и вести диалог с органами опеки. Ей тоже было невыносимо трудно, но в доме не было непрерывных обвинений и крика. Зато был совместный поиск решения.
Мама и дочка сумели построить отношения и стать близкими людьми. А следом за этим — как только ребенок почувствовал себя в безопасности и привязался к близкому взрослому — школа перестала казаться неразрешимой проблемой. Маша наконец вернулась к учебе.
Фото: Shutterstock/VOSTOCK