С чего начинается выбор профессии?
С чего начинается выбор профессии?
Многие родители замечают, что в 11-12 лет представления о будущей профессии у подростка зачастую далеки от реальности. В своих мечтах они видят себя режиссерами, археологами, рок-музыкантами, создателями компьютерных игр и журналистами, но чаще всего родители не относятся серьезно к мечтам своих детей. О том, почему так важно прислушиваться к планам ребенка относительно его будущего рассказывает психолог «Школы Сотрудничества», кандидат психологических наук Татьяна Борисовна Киселева.
Помнить о будущем
Уважительное отношение к представлениям подростка о будущем поддерживает взаимопонимание и доверие. Кроме того (и, наверное, это и есть самое главное) совместное обсуждение с родителями планов взрослой жизни помогает подросткам составить позитивную картину их будущего. Как показали исследования психологов, именно на подростковый возраст приходится очень важный для личности этап построения временной перспективы жизни. Временная перспектива – это представление о времени и о себе в старшем возрасте. Для подростков характерно субъективное «чувство взрослости» – двенадцатилетние дети всерьез считают себя взрослыми, но что при этом они не задумываются о будущем. Подростки живут настоящим. Они ждут окончания школы, за порогом которой, с их точки зрения, начинается свободная взрослая жизнь, где можно самостоятельно распоряжаться собой и своим временем. Однако более отдаленное будущее для подростка остается туманным и неопределенным. Тридцатилетние люди уже кажутся им старыми: об этом возрасте, с их точки зрения, не имеет смысла даже думать.
Например, Вася объявил родителям, что собирается стать рок-музыкантом. В семье был скандал. Родители провели с мальчиком беседу, объяснили ему, что все рок-музыканты – наркоманы и бездельники. Отец решил: не отвлекаться на глупости Васе помогут занятия математикой, и договорился с репетитором. Теперь в место репетиций со своей группой Вася сидит над задачками. Желание сделать карьеру рок-звезды у мальчика только окрепло, ведь преодоление препятствий – одна из основных потребностей подростков. При этом отношения Василия с родителями утратили тепло и доверие. Все стены в комнате мальчика увешаны постерами и афишами с рок-концертов, в ушах наушники, постоянно звучит любимая музыка, на репетиции он убегает, сказав дома, что в школе назначили дополнительный урок перед контрольной. Успеваемость мальчика ухудшилась. Родители жалуются на безвольность сына и отсутствие мотивации к обучению.