Опубликовано 21 января 2014, 14:16

Родительское собрание: клуб по интересам или старые страхи?

"Летидор" провел серию мини-интервью, в которых родители учащихся из нескольких городов России рассказывают о своем неоднозначном отношении к той ситуации, когда им приходится снова оказываться за школьной партой.
Родительское собрание: клуб по интересам или старые страхи?

Родительское собрание: клуб по интересам или старые страхи?

Родительское собрание – казалось бы, рядовое мероприятие, через которое не один десяток раз проходят родители каждого школьника. Кто бы мог подумать, что оно вызывает у многих родителей бурю эмоций от волнения до агрессии.

Лариса, мама 6-классницы

  • Я стараюсь посещать родительские собрания, но всегда переживаю из-за потраченного времени. То, что реально нужно обсудить педагогу с родителями, – какие-то организационные вопросы, мероприятия на каникулы, общую ситуацию в классе, – можно проговорить за 5-10 минут, а остальное – разговор ни о чем, поскольку почти каждый из родителей хочет высказаться, просто лишь бы высказаться. Очень неудобно, что классный руководитель назначает собрания на 18 часов, притом, что большинство родителей работает до 19-20, и каждый раз приходится отпрашиваться. Педагога можно понять, кому охота торчать в школе лишние 2 часа, но понимает ли она, что тем самым создает неудобства еще многим людям? На просьбу перенести на более позднее время, она отвечает, что ей не с кем вечером оставлять своих детей (!)

Юлия, мама 6-классницы и 10-классницы

  • У меня две дочери, и мне доводилось посещать родительские собрания в трех школах. Везде картина одна и та же: все старательно конспектируют бред училки и стараются сказать ей комплимент или выставить себя в лучшем, с их точки зрения, свете. Я в это время сажусь где-нибудь в углу, читаю фейсбук и стараюсь не ржать.

Но как только собрание заканчивается, вокруг меня и еще одной мамаши начинает клубиться толпа и задавать нам (не преподавателю!) вопросы, которые не поняли во время собрания. При этом я не педагог и работаю вообще в совсем другой сфере. Чем это объяснить, я не знаю, может быть, родители стесняются учителя?

Леонид, отец 8-классника и 11-классника

  • Посещаю собрания по принципу «пришел – отсидел – ушел», исключительно из тех соображений, чтобы продемонстрировать учителю заинтересованность в учебном процессе и чтобы меня не обвинили в безразличии к детям. От знакомых наслушался ужасов о том, как сейчас зверствует опека. Не подумайте, я хороший отец. Но парни и без родительских собраний отлично учатся по всем предметам, проблем в школе не возникает, внеклассная активность их мало интересует, старший готовится к профильным ЕГЭ, все то, что могут рассказать на собрании, ни ребятам, ни мне не надо. Классная руководительница преподает русский язык, класс – физико-математический, так что ее основные жалобы и напоминания – чтобы родители воздействовали на детей при изучении ее предмета. Мои пишут грамотно, все, что положено по программе, - прочитали, но к ним особых претензий и нет.

Лариса, мама 7-классницы

  • Долгое время игнорировала родительские собрания, т.к. все, что нужно купить, форму, канцотвары, узнавала от дочери или от других родителей, прочие новости – с сайта школы. Теперь стараюсь не пропускать ни одного – когда узнала, что педагоги постоянно занимаются не своим делом. «Классуха» - так говорили в моем детстве – считает себя вправе проводить со школьниками после уроков беседы, например, как следует одеваться (не в школу, у нас форма) – девочкам не носить короткие майки и заниженные брюки, потому что можно простудиться или привлечь нездоровое внимание мальчиков. Или читает морали о вреде сидения подолгу за компьютером (игры, соц. сети). Учительница биологии (не врач!) собирала девочек вместо классного часа и рассказывала про критические дни. Я была в шоке! В целом они говорили, наверное, правильные вещи, но я уверена, что задача педагогов – давать знания по предметам, а не поучать относительно частной жизни. Это дело родителей. В общем, теперь каждый раз требую от учительницы расписку, что она не будет проводить с ребенком никаких бесед внеучебного характера без согласования со мной.

Диана, мама 1-классницы

  • Даша в этом году пошла в школу. Еще 1 сентября я обратила внимание, что только у нескольких детей из класса приличного вида, не с вещевого рынка, рюкзачки и обувь. Именно с их родителями мы нашли общий язык (нас 6 мам) и организовали родительский комитет.

Посещать родительские собрания для нас очень важно, т.к. это в первую очередь способ повлиять на отношение учителя к детям. Конечно, хочется, чтобы твоему ребенку уделялось больше внимания, а учитель физически не в состоянии поровну относиться к 30 ученикам в классе. Для меня принципиально, чтобы у моей девочки во время тихого часа была в спальне именно та кроватка, где не дует, чтобы во время урока ее больше спрашивали или объясняли, если что-то не понятно.

Во время родительских собраний мы обсуждаем программы школьных праздников, если нужно – приносим торты, пироги к чаю, стараемся, чтобы наш вклад в учебный процесс был заметен. Ведь если все родители принесут учительнице подарки – она же часть из них не вернет, значит, выделит особенно запомнившиеся.

В самом начале учебного года я за свои деньги купила на весь класс ручки, линейки, тетради, учебные пособия, чтобы у одноклассников было все одинаковое и не было воровства и зависти.

Ольга, мама 5-классника

  • Стараюсь без острой необходимости на собрания не ходить, т.к. все равно всегда это только поборы. День учителя, новый год, день рождения учителя и 8 марта - основные поводы. Плюс оформление класса, плюс ремонт кабинета (даже если он в нормальном состоянии), плюс вечные вопросы «а чем вы можете помочь школе», плюс постоянные жалобы на маленькую зарплату учителей.

В школе есть анкеты родителей, кто где работает, и учителя действуют по принципу – с кого что можно поиметь: у родителей Иванова – автомастерская, пусть починят завучу машину, у Петрова с родителей нечего взять, так пусть его мама вымоет кабинет перед праздником, меня (я веб-дизайнер) попросили разработать сайт для класса и т.д.

Я стараюсь не «принимать это в душу», но и общеклассные сборы родителей по возможности игнорирую.

Александр, отец 2-классницы и 6-классника

  • Хожу на собрания постоянно и думаю после нового года войти в родительский комитет. Дело вот в чем. У многих родителей есть вопросы, проблемы, которые они пришли обсудить с учителем, но во время собрания на всех нападает ступор, все уставились в блокноты или айфоны, как будто записывают за учителем, а в глазах – паника. Даже если проблема касается всех (например, был момент, когда возле школы завелись бродячие собаки и дети могли пострадать, равнодушных среди родителей не было) – все равно все отмалчиваются и ждут, что кто-то заговорит первый.

Зато после собрания начинается дискуссия на те же полтора часа, а то и дольше, формируется некое «общее» мнение и 2-3 активных родителя уже по телефону это все озвучивают педсоставу. Я сначала не понимал, в чем дело, а потом услышал, что родители боятся сказать что-то не то, а учитель потом отыграется на детях, «так лучше мы промолчим». Зачем тогда ходить на собрания, спрашивается?

Тамара, мама 8-классника

  • В нашей гимназии сделано все очень грамотно. Есть что-то вроде дня открытых дверей, где собираются все учителя, и родители могут с ними переговорить индивидуально. Для всякой мелкой информации («принести зеленую ручку») существует школьный сайт. Если проводится экскурсия или какой-то праздник – этим занимается родительский комитет, т.е. те родители, которые добровольно на себя взваливают ответственность из каких-то соображений. Дениска у нас, конечно, самый лучший и самый любимый, но он не ангел с крыльями – нормальный хулиганистый пацан. Когда он пару раз с приятелями сильно «накеросинил», классная нас ставила в известность по телефону. Я считаю это правильным, и нам как родителям это очень удобно.

Ольга, мама близнецов (7-й класс)

  • Меня в родительских собраниях шокирует не форма проведения и не кого отругали или похвалили, а как в основном одеты мамы  одноклассников дочерей. Впечатление, что в лучшем случае они собрались на прием, а в худшем – даже не знаю. Юбки выше трусов, драгоценности – как на выставке, у кого камни больше, вечерний макияж – т.е. они пришли не с работы, а специально перед школой заходили в салон. В кулуарах дружно клеймят учительницу – как она себе может позволить так одеваться, подавая детям плохой пример? Я помню еще по своей школе примеры, когда учителя ходили на занятия неопрятные, немытые, в поехавших колготках, но это не тот случай – учительница молодая и следит за собой, просто туфли у нее не за 2000 уе, а костюм не за 1000. Что она, из-за этого детей хуже научит? Мамаши утверждают, что так она «подрывает свой авторитет, и ее не будут уважать». Этого я не понимаю.

Сама школа нормальная, классная выступает по делу, собрания стараюсь не пропускать, т.к. у меня 2 девчонки в одном классе и лучше быть в курсе событий.

Анатолий, отец 8-классника

  • С некоторого времени жену на родительские собрания не пускаю, хожу только сам, поскольку она каждый раз возвращалась как оплеванная, плачет и пьет валерьянку.

Сценарий напоминает лагерную перекличку, как это показывают в кино. По алфавиту, по списку училка при всех рассказывает, чем за отчетный период провинился тот или другой ребенок, причем с переходом на личности «пока вы заняты собой и своим педикюром, мадам, по вашему балбесу заскучает колония» - это маме мальчика, который разбил горшок с цветком или что-то вроде. Нашему, как раз, достается меньше всех – он не в любимчиках, но хорошо учится и может за себя постоять. Супругу клинило именно из-за публичного унижения кого-то при ней.

Не знаю, как другие родители на это все реагируют, я считаю, что они сами должны защищать своих детей, но если какие-то оскорбления коснутся нас, буду действовать административно, жаловаться директору или в над-школьную инстанцию. Хотя любые кляузы мне отвратительны.

Инна, мама 3-классника

  • Каждый раз перед собранием уже за несколько дней начинаю дергаться и психовать, все валится из рук. Каждый раз страшно что-то сделать не так, не так спросить – вдруг окажется, что я недостаточно в курсе происходящего с ребенком, а другие родители знают гораздо больше и больше внимания уделяют детям. И домашние задания я всегда проверяю, и если что-то не понятно, решаем вместе, и учителя у нас хорошие и доброжелательные, - а вот не могу ничего с собой поделать. Доходит до абсурда: детям (3-й класс) задали сделать какую-то поделку, кажется «осенний лес» (наклеить на картонку листья – шишки – желуди).

Учительница сказала, что не надо стесняться приложить руку, напротив - желательно, чтобы родители помогали - я испугалась, что не справлюсь с заданием для третьеклассника, вернее, справлюсь хуже, чем другие родители, и его будут ругать! В прошлый раз, перед тем как сесть за парту в их классе – ну ладно, чего уж – чуть не описалась. Слава богу, «чуть не считается». Теперь в день родительского собрания ничего не ем и не пью.

Индира, мама 6-классника

  • В моей жизни многое поменялось после того, как мы переехали, и Костю перевели в другую школу. Отчасти – как ни парадоксально – из-за родительских собраний. Родители Костиных одноклассников оказались в большинстве своем глубокие интересные люди. Сначала мы приглядывались друг к другу («новенькие»), потом стали общаться после собраний, ходили в кафе, теперь ходим друг к другу в гости, вместе проводим выходные. Мой сын нашел новых друзей в классе, а я, выходит, на родительском собрании! Школой и учителями я в целом довольна, ничего такого особенного, а если именно про родительские собрания, то вот такая вот история.