Опубликовано 25 сентября 2017, 08:30

Пороть или не пороть и еще 5 вопросов, из-за которых спорят даже психологи

Когда у родителей не сходятся взгляды на воспитание детей – это обычная история. Однако есть ряд вопросов, по которым не могут договориться между собой даже психологи.
Пороть или не пороть и еще 5 вопросов, из-за которых спорят даже психологи

Сложное устройство психики ребенка создает богатую почву для дискуссий. Многие методы воспитания положительно влияют на одни стороны личности и вредят другим. Неудивительно, что психологи не могут дать им однозначную оценку. В каких областях специалисты чаще всего ломают копья?

Запрещать или не запрещать

Когда-то описание японского подхода к воспитанию произвело фурор среди российских специалистов и родителей. Пока мы требовали от трехлеток сидеть за столом прямо и не перебивать взрослых, маленькие жители страны Восходящего солнца преспокойно брали торт руками с чужих тарелок.

К пяти годам наши дети получили некоторое право голоса (они же уже большие!), а юные японцы, наоборот, утратили практически все права и столкнулись с длинным перечнем обязанностей.

Главным камнем преткновения является вопрос: имеют ли смысл запреты в раннем возрасте, если малышу далеко не всегда удается их соблюдать?

Ответ на него зависит от того, кого считать главным «потребителем» плодов воспитания. Если таковым считать самого ребенка, то для него может быть полезен опыт безграничной свободы.

Если же смотреть на воспитание с позиции общества, ему выгодно начать «окультуривание» малыша с рождения.

Имеет смысл посмотреть на недостатки обеих систем воспитания в зрелости.

Среднестатистический россиянин обладает весьма низкой креативностью, но зато умеет добиваться поставленных целей, в то время как многие взрослые японцы сохраняют инфантильность, не доиграв в детстве, но имеют богатую фантазию.

Пороть или не пороть и еще 5 вопросов, из-за которых спорят даже психологи

Пороть или не пороть

Сторонники телесных наказаний не пытаются доказать пользу порки по субботам. Как правило, они имеют в виду шлепки по рукам и тому месту, откуда растут ноги, в тех ситуациях, когда слова оказываются неэффективными.

Например, в Норвегии с 2005 по 2010 год был законодательно разрешен «аккуратный шлепок сразу после проступка».

Противники любых форм физического воздействия сетуют на то, что дети, к которым применяли такие наказания, в будущем обладают более высоким уровнем агрессии и сами бьют детей.

Можно заметить, что оппоненты по-разному относятся не только к вопросу о допустимости физического наказания, но и к тому, в какой момент времени нужно оценивать его эффективность.

Если речь идет о краткосрочной пользе, то хлопок по руке малыша, тянущейся к электрической розетке, – более действенный способ, чем лекция о законах физики и вреде электрошока. Однако если говорить об отношениях с родителями и формировании характера, отсроченный эффект будет негативным.

Режим или свобода

Споры сторонников кормлений и сна по расписанию и приверженцев «естественного» родительства – одни из самых горячих на родительских форумах.

Когда дискуссия заходит в тупик, обе стороны приходят к выводу, что каждый волен делать так, как ему удобно.

Если родителям важно, чтобы поведение малыша было предсказуемо и они могли планировать свои дела, то нужно выработать определенный режим.

Если же взрослые не хотят загонять в рамки ни себя, ни младенца, выход очевиден! Ведь психологи, ратующие за режим, исходят из того, что «неорганизованный» ребенок будет просыпаться, когда ему вздумается, и будить родителей. Для мамы, рано вышедшей на работу, – это огромный минус, а для сидящей в декрете – просто повод пообщаться с малышом (отоспаться можно и потом!).

Сам же ребенок спустя несколько лет даже не вспомнит, что вы вообще его кормили и укладывали спать.

Пороть или не пороть и еще 5 вопросов, из-за которых спорят даже психологи

Заниматься ребенком или пусть сам себя развлекает

Те, у кого было «советское» детство, прекрасно помнят, что их родители не спешили доставать лото или «Монополию», услышав жалобы на скуку. Однако когда они сами стали родителями, то почему-то начали испытывать чувство вины в те моменты, когда ребенок предоставлен сам себе.

Вопрос о том, нужно ли постоянно придумывать занятия для ребенка, чтобы он не рос бездельником и развивался гармонично, связан с самооценкой взрослых.

Одни считают себя хорошими родителями, если им удается увлечь детей, а другие, наоборот, гордятся своим умением настоять на том, чтобы ребенок проявил самостоятельность.

Позиции психологов по этой проблеме разнятся именно по причине сильных различий в «вводных». Если обсуждать чувство вины матери, то логично указать на то, что она не обязана выступать в роли аниматора. Те же, кто не желает развлекать ребенка, часто злоупотребляют понятием «самостоятельность», и это вынуждает психологов говорить о необходимости заниматься организацией его досуга.

Развивать как можно раньше или не торопиться

Методики раннего развития – обширная сфера бизнеса, в которой за последние годы сложилась ситуация, аналогичная существующей в фармацевтической отрасли, где наряду с проверенными лекарствами присутствуют препараты с недоказанной эффективностью.

Большинство методик опирается на прекрасную механическую память малышей, поэтому главной проблемой психологов является ответ на два вопроса:

действительно ли развиваются именно те процессы, которые заявлены авторами методики, и как сочетаются полученные знания друг с другом?

Например, если говорить о чтении, то можно ли научить малыша читать в 3 года? «Да, и это замечательно!» – ответят сторонники раннего развития, полагая, что, когда другие дети будут осваивать чтение, юные гении смогут заняться чем-то еще.

«Да, но в этом нет никакого смысла» – скажут противники, заметившие, что к 7 годам и «вундеркинды», и «обычные» дети часто читают абсолютно одинаково, но при этом у первых успевает угаснуть мотивация к обучению.

Пороть или не пороть и еще 5 вопросов, из-за которых спорят даже психологи

Доводить до конца любое дело или не доводить

Если ребенок начал читать книгу, а она оказалась скучной, он все равно должен дочитать ее до конца! И раз уж он имел неосторожность обмолвиться о том, что хочет играть на пианино, пусть теперь заканчивает музыкальную школу.

Сторонники данного подхода видят его пользу в том, что ребенок научится усидчивости и целеустремленности.

Это действительно так, поскольку постоянное преодоление – единственный путь для развития силы воли. В то же время, будет ли вред от того, что ребенок попробует разные виды деятельности и благодаря возникшей широте кругозора выберет дело по душе?

Решение о необходимости доводить любое дело до конца – такое же, как в ответе на вопрос Коту Алисы: «Куда мне идти?» - Смотря куда вы хотите попасть! Если цель любого увлечения – тренировка воли, то его нельзя бросать. Если же хобби заводится для удовольствия, его нужно поменять, когда пропадают положительные эмоции.

Фото: Shutterstock.com

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!