Почему нельзя дарить подарки сиротам на Новый год: честная изнанка и взгляд изнутри
© Depositphotos
Каждый декабрь каждого года в России происходит одно и то же событие: крупные торговые сети и солидные компании собирают деньги на подарки в детские дома. Потребность сделать хорошее дело – это прекрасно! Желание помогать другим людям, тем, кому гораздо труднее, чем нам, – основа благополучного общества.
Но действительно ли подарки сиротам – дело хорошее?
Наш постоянный автор, писатель, основатель АНО «Азбука семьи», мама пяти детей, трое из них — приемные, Диана Машкова в своей декабрьской колонке отвечает на этот вопрос.
Цена вопроса
В официальном документе Министерства просвещения от 31.05.2019 есть информация о том, сколько денег государство выделяет ежегодно на содержание ребенка в детском доме. В обычных учреждениях для сирот средняя сумма на одного воспитанника в год составила 1 000 000 рублей (на 31.12.2018). Средняя сумма, направляемая на одного ребенка с особенностями здоровья, оказалась выше – 1 328 000 рублей в год (на 31.12.2018).
С тех пор затраты значительно выросли. К примеру, в 2020 году был официально озвучен ежегодный бюджет Симферопольского дома ребенка «Елочка» – больше 147 000 000. В пересчете на каждого ребенка это не меньше 170 000 рублей в месяц.
Вряд ли в семье кто-то тратит на «содержание ребенка» аналогичные средства.
И тем не менее буквально на днях я столкнулась с мнением умных образованных людей о том, что государство «выделяет на содержание сирот копейки».
Это давно не так. Затруднения в финансировании учреждений остались в 1990-х.
Сегодня на детские дома средства выделяются регулярно
и в полном объеме. Мы с вами платим налоги для того, чтобы содержание сирот в заявленном ключе было возможно. И если из этих средств у государства не получается приобретать детям подарки (лучше всего о нуждах и заветных желаниях ребят осведомлены директора и воспитатели учреждений, а не чужие люди, подарки было бы логично вручать от тех, кто работает с детьми), то это вызывает массу вопросов.
Куда деваются бюджетные средства? Почему такое слабое управление финансами? Стоит ли нам, простым гражданам, вкладывать в детдома еще?
Маркетинг, ничего личного
Как только в супермаркетах и сетевых магазинах, прежде всего торгующих детскими товарами, появляются елки и мишура, в некоторых из них тут же стартует акция «подарки сиротам». Покупателям предлагают приобрести игрушку и оставить ее в отведенном месте для передачи в детский дом. Или – выбрать бумажный шарик с «елки желаний» и приобрести то, что там написано, «мечты сироты».
Из громкоговорителей по торговым залам непрерывно разносится настойчивый призыв «сделать доброе дело».
Разумеется, для торговых сетей это прекрасная возможность повысить продажи в канун Нового года. Маркетинг, ничего личного.
О том, сколько сети зарабатывают благодаря новогодней акции «подарки сиротам», доподлинно не известно. Но очевидно, что суммы немалые.
И даже если купленные игрушки и другие «мечты» доберутся до места назначения и попадут к детям в руки (по свидетельству самих воспитанников детских домов подарки, даже
врученные лично, нередко исчезают в неизвестном направлении – прочтите книги взрослых сирот «Меня зовут Гоша» и «Я – Сания»), пользы они не принесут. Ненужные игрушки будут сломаны и выброшены, дорогие гаджеты проданы за бесценок или обменены на наркотики и алкоголь.
В детских домах сегодня около 80% воспитанников – это подростки. Ребята уже серьезно травмированы потерей семьи, жизнью в учреждении, поэтому они естественным образом демонстрируют соответствующее поведение.
Им нужна поддержка иного рода. Не материальные блага, а близкие отношения с надежным неравнодушным человеком, а в идеале – семья.
Стоит ли участвовать в этом фарсе с подарками, причинять детям вред?
Бизнес и дети
Многие крупные компании в канун Нового года идут еще дальше – лично приходят в детские дома, чтобы подарить детям подарки от лица сотрудников. На это собирают немалые средства внутри коллективов. По неофициальным данным, внутренние сборы серьезных игроков на рынке составляют порой десятки миллионов рублей. Дальше представители бизнеса приходят в детские дома, чтобы презентовать детям то, что они приобрели.
И это еще хуже, чем просто оплатить на кассе ненужную игрушку, увеличив объем продаж торговых сетей.
О «контактном зоопарке» я впервые услышала шесть лет назад, когда в нашу семью пришли 13-летняя Даша и 16-летний Гоша. Подростки называли так нашествие спонсоров на детские дома в Новый год. Толпы людей приходили, дарили подарки, обнимались с детьми, фотографировались «на память» и для социальных сетей. В один день могли явиться представители сразу нескольких компаний и организаций, включая государственные.
В последний раз я лично была в детском доме в конце 2019 года – знакомилась с младшим сыном Даней. За пару часов, что я там провела, несколько потоков взрослых солидных людей с коробками прошли через учреждение: пришли, вручили, побыли с ребятами, ушли.
На мгновение я представила себе, каково было бы мне, взрослому человеку, если бы домой вдруг стали приходить чужие люди в таком количестве. Пусть даже с самыми благими намерениями.
Еще хуже, если бы они стали приносить подарки для моих детей: входили целыми компаниями в дом, одаривали, обнимали, сажали к себе на колени, фотографировались «на память» и уходили. А через двадцать минут – другие такие же, и все по новому кругу.
Можете примерить такую ситуацию на собственную семью? Мне довелось это сделать, и я почувствовала, каково детям в этом людском водовороте.
Даже не сомневаюсь: никто из родителей не захотел бы такого «блага» для собственных дочерей и сыновей.
Но почему же с сиротами можно? Потому что они ничьи? И дарители не несут за их будущее никакой ответственности?
Последствия для будущего детей
Тем временем подарки укрепляют в детях, оставшихся без попечения родителей, и без того уже сформированную в стенах учреждений иждивенческую позицию. Мало того, что детские дома устроены крайне неразумным образом – воспитанники не покупают сами продукты, не готовят регулярно обед и ужин, не убирают помещений и территорий, не подрабатывают, как «домашние» подростки, – так еще и всевозможные блага они получают без всяких усилий.
Выходя из стен учреждений, подавляющее большинство выпускников продолжают ждать «подачек» и пребывать в позиции «нам все должны».
А общество тем временем не понимает, с какой стати «должны», и больше не видит в них вчерашних детей.
Никто после 18 лет не приносит им подарков. Не устраивает череду праздников и развлечений – в столичных детдомах они продолжаются благодаря спонсорам с середины декабря по середину января – и жизнь теряет краски. Становится уныло и скучно.
Нужно учиться делать что-то самому, развлекать и «доставлять радость» больше некому. Вот только непонятно, как с этим справиться. К труду никто не приучал. Мотивации нет. Опереться не на кого.
И вчерашние щедрые подарки, что удивительно, не становятся опорой во взрослой жизни.
Последствия для семейного устройства
Мало кто задумывается над тем, что бесконечный поток богатых спонсоров в детские дома мешает и семейному устройству.
Недавно переписывались со знакомой. Они с мужем прошли Школу приемных родителей, оформили документы и собрались усыновить ребенка. «Нас в опеке огорошили, – поделилась она, – спросили, можем ли мы создать условия не хуже, чем в детском доме? Плазма на стене. Хорошая мебель. Ремонт».
Любопытно, когда именно наше общество пришло к выводу, что телевизор с плазменным экраном, кожаный диван и дорогой ремонт (непременные атрибуты большинства детских домов нашей страны) воспитывают детей?
Наверное, в тот самый момент, когда сироты стали видеть во взрослых людях исключительно «банкоматы» благодаря непрестанным подношениям.
Разумеется, редкая семья в нашей стране может посоперничать в части материального достатка с тем содержанием, которое выделяет государство на одного ребенка в детском доме ежемесячно.
Хорошо, если мама, папа и двое, а то и намного больше детей живут на этот самый миллион в год.
Получается, мы, среднестатистические россияне, «не дотягиваем» до детдомов? Любовь, забота, семейные отношения с детьми на всю жизнь не могут посоперничать с плазменной панелью и горой подарков. Да и сами ребята, привыкнув к чересчур яркой жизни – общению со звездами, известными бизнесменами, к получению многих развлечений и даров на каждый праздник – не могут после этого встроиться в спокойную семейную жизнь.
«Скоро Новый год, где подарки каждый день и поездки на Кремлевскую елку?» – спрашивают они нас, своих приемных родителей. И обижаются, что мы не соответствуем прежним, детдомовским, стандартам.
Что делать
Разумеется, все равно нужно помогать! Ни в коем случае не отказываться от этой прекрасной мысли.
Лучшая помощь – это не позволить ребенку оказаться в детском доме.
Помочь его юной маме, которую бросил отец малыша, справиться с трудностями. Поддержать отца, главу многодетной семьи, который работает на трех работах, чтобы всех прокормить. Проявить бережное участие к тем людям, кому труднее, чем нам.
Не свысока, а из позиции уважения.
Ну а если беда уже случилась и ребенок оказался в детском доме, сделать все возможное ради его успешного устройства в семью. Этим занимаются многие проверенные благотворительные фонды, есть смысл их поддержать.
Не обязательно усыновлять самим! Можно помогать тем, кто уже это делает.
Можно стать наставником для сироты. Можно прийти в качестве волонтера в некоммерческую или общественную организацию.
А можно дать взрослым людям знания о том, почему детские дома вообще не подходят детям: с подарками или без. То, что каждому ребенку для гармоничного развития нужна заботливая любящая семья, – доказано не одним поколением ученых, психологов в теории и на практике.
Делиться важнейшими знаниями о детях – задача нашего социально-просветительского проекта «Азбука семьи». Присоединяйтесь, это не сложно. И точно не навредит.
Фото: Depositphotos, РИА Новости