Опубликовано 30 июля 2013, 10:40

Осторожно: народная сказка!

Принято считать, что народные сказки открывают окно во взрослый мир, что с их помощью можно знакомить ребёнка с правилами поведения в обществе, научить его опознавать добро и зло. Психолог, кандидат медицинских наук Елена Верзина рассказывает о том, что не все герои сказок представляют собой откровенное добро или зло.
Осторожно: народная сказка!

Осторожно: народная сказка!

Принято считать, что народные сказки открывают окно во взрослый мир, что с их помощью можно знакомить ребёнка с правилами поведения в обществе, научить его опознавать добро и зло. Психолог, кандидат медицинских наук Елена Верзина рассказывает о том, что не все герои сказок представляют собой откровенное добро или зло.

Однажды (так начинаются многие сказки), когда моя дочка была совсем маленькой, я прочитала ей сказку "Колобок". Малышка заплакала – жалко Колобка, обманутого и съеденного коварной Лисой, – и при попытке прочитать ей эту сказку ещё раз сказала: "Нет, никогда не надо читать, это очень страшная сказка".

Принято считать, что народные сказки открывают окно во взрослый мир, что с их помощью можно знакомить ребёнка с правилами поведения в обществе, научить его опознавать добро и зло. По-видимому, с этим нельзя не согласиться.

Но поскольку открывающийся в сказках мир жесток и коварен, а добро, искренность, благородство, наивность так часто и несправедливо оказываются в них его жертвами, следует с очень большой осторожностью вводить ребёнка в этот "сказочный" мир.

Недоброе бессознательное

В народных сказках, равно как и в мифах, запечатлено творчески преображённое знание человека о себе самом и об окружающем мире. Отложим на потом рассмотрение литературных сказок – плодов сочинительства индивидуальных авторов. Обратимся к сказке народной, поскольку фантазийная авторская беллетристика не в состоянии погрузить читателя в такие мрачные глубины бытия и сознания, какие открываются в фольклорных сказках – продуктах коллективной памяти человечества.

Что касается мифов, то в данном контексте это также не предмет интереса, поскольку мифы – это фантастические истории космологического или антропологического содержания, которые культивируются среди взрослых детей и гораздо меньше относятся к проблеме раннего детского просвещения. Мифами обычно называют сказания о том, как была создана Вселенная, как возникла Земля и всё живое на ней, какую роль играют в происхождении и в жизни людей неземные и земные сверхсущества или таинственные субстанции?

Известный философ Карл Густав Юнг, исследовавший глубинные основы психики человека, ввёл в психологию понятие архетипов – бессознательных прообразов, которые относятся к унаследованной структуре психики. (Переводы его текстов можно прочитать в сборнике: Юнг К.Г. "Божественный ребёнок"). Известный факт повторения в мировом фольклоре одних и тех же мотивов и образов находит естественное объяснение в его теории. В пользу его теории свидетельствует также то, что "те же самые мотивы мы встречаем в фантазиях, сновидениях, делириях и безумных идеях современных людей".

В своём развитии от начала жизни до зрелого возраста ребёнок проходит, в некотором роде, тот путь, который прошло человечество от первобытных времён до наших дней – времени техногенной и информационной цивилизации. На этом пути сказочная или фантастическая картина мира была и остаётся средством познания. Не обладая достаточным объёмом научного, то есть доказуемого и воспроизводимого знания о мире, человек заменяет его представлениями, создаваемыми в его воображении. Тем самым неизвестное дополняется воображаемым, естественное заменяется сверхъестественным, что позволяет выстроить более цельное представление о мире, сделать этот мир более понятным, более пригодным для существования.

1 из 2

ПредыдущаяНародные страхи: коллективный опыт бытия