Опубликовано 16 июля 2014, 10:00

Особенности возраста: чего не стоит ждать от ребенка

Мама в детском саду раздраженно отчитывает свою трехлетнюю дочку: почему у нее неаккуратно сложено платье, почему она так медленно расстегивает пуговицы, почему неправильно развернула юбку и т. д. Звучит фраза: «Ну что ты, в самом деле, как маленькая!». На что другая мама, не выдержав, восклицает: «Да она ж у вас, и правда, еще ма-лень-ка-я! Вы посмотрите на нее!».
Особенности возраста: чего не стоит ждать от ребенка

Особенности возраста: чего не стоит ждать от ребенка

Возраст – важная характеристика человека. Желая узнать больше даже о взрослом человеке, мы обязательно интересуемся, сколько ему лет. В детстве возраст еще более значимая характеристика: даже трехлетний ребенок разительно отличается от четырехлетнего, а уж трехлетний и десятилетний – это просто «небо и земля».

Родители постоянно рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда не успевают заметить, как он изменился. Иногда он уже способен самостоятельно делать то, что продолжают делать за него. А иногда наоборот родители опережают события – им кажется, что ребенок уже достаточно взрослый, как следствие – завышенные требования и ответственность, к которой он еще не готов.

Сверхожидания родителей: «Ну почему он до сих пор не… »

Кто-то сокрушается, что его ребенок еще не говорит, хотя ему уже полтора, кто-то переживает, что ребенок в два года не знает все цвета и оттенки. Форумы для мам изобилуют подобными сожалениями. Откуда же берутся такие псевдонормы? Прежде всего, из сравнения с другими детьми: мамы и папы смотрят на детей своих друзей и делают выводы («Но ведь их дочка даже на два месяца младше, а уже умеет!»).

Однако в возрастной психологии есть один из важнейших законов, формулируется он как «гетерохронность развития». За этим сложным термином скрывается следующее явление. Детская психика развивается неравномерно, в разные моменты времени одни процессы делают скачок, другие же замедляются, чтобы сделать такой скачок позже, а третьи развиваются медленно и постепенно. Именно поэтому любые сравнения детей друг с другом малоэффективны: один малыш может заговорить в год, после чего речь будет развиваться очень медленно; другой же до трех лет будет практически молчать, а потом сразу заговорит связными фразами.

С точки зрения норм важно понимать лишь их пределы. Скажем, стоит беспокоиться, если ребенок не заговорил к четырем годам, не может научиться читать в семь и не умеет спокойно высидеть весь урок в третьем классе. Но даже и эти нормы довольно условны и могут быть скорректированы, исходя из индивидуальной ситуации ребенка.

В общественных местах нередко можно услышать от мам и пап раздраженное «Сиди спокойно», адресованное дошкольнику. Но специалисты скорее бы насторожились, если бы имели дело в ребенком, который сидит спокойно полчаса и больше в скучном коридоре поликлинике, в коляске, пока мама болтает с подружкой или на неудобных креслах в аэропорту в ожидании рейса. Ребенок, развивающийся по возрасту, на этот как раз не способен. У него еще не развиты механизмы саморегуляции, ему крайне тяжело дается любое пустое ожидание, да и попросту сидение на одном месте. Такие требования – это все равно, что требовать начать ходить от трехмесячного младенца – он просто еще не способен на это.

1 из 3

ПредыдущаяОтветственность не по возрасту: «Ты же старшая!» / «Но он же будущий мужчина!»