Опубликовано 05 марта 2013, 14:00

Оскар Бренифье: занятия философией с детьми

Мы часто не находим времени остановиться и задать себе самые простые вопросы о том, кто мы такие, почему мы что-то делаем, куда бежим. Тем более мы не находим времени на это для детей. Почему?
Оскар Бренифье: занятия философией с детьми

Оскар Бренифье: занятия философией с детьми

Словосочетание «философствование с детьми» для многих может показаться удивительным и противоречивым. Мы не ассоциируем понятие «философия» с повседневной жизнью. Нам кажется, что это не продуктивно, слишком далеко от реальности и поэтому не нужно. Тем более, когда дело касается занятий философией с детьми – такая деятельность может показаться некоторым не просто лишней, а даже вредной для детских умов. Кажется, что такие размышления очень далеки от «практичности». Люди слишком погружены в ежедневный водоворот событий, они спешат на работу, спешат встретиться со знакомыми, успеть сделать множество дел и т.д., и у них нет времени на эти рассуждения и, более того, они не видят в них необходимости.  Существование необходимо заполнить или же создать видимость его заполнения. Зачем останавливаться? В определенном смысле мышление – есть остановка, прекращение этого бесконечного потока неотложных дел и их обдумывание. Об этом говорил Серен Кьеркегор: «Люди так много заботятся о своих домах и так мало о себе». Мышление – это и есть проявление «заботы» о самом себе и о том, что с тобой происходит. Мы часто не находим времени остановиться и задать себе самые простые вопросы о том, кто мы такие, почему мы что-то делаем, куда бежим. Тем более мы не находим времени на это для детей. Почему? Почему в большинстве случаев мы считаем, что забота о физическом благополучии ребенка важнее заботы о его психическом благополучии? Почему нам так сложно воспринимать ребенка как самостоятельное мыслящее существо, а не только как что-то, что принадлежит нам? Но в жизни почти каждого родителя наступает момент, когда он начинает задумываться о том, как учить ребенка, как привить ему определенные ценности, как найти ответы на его многочисленные вопросы, и вообще как себя с ним вести.  В нашей совместной работе с читателями мы будем пытаться искать ответы на эти вопросы, учиться исследовать свое собственное мышление и мышление ребенка. В первую очередь стоит сказать о том, что не стоит бояться слова «философия» и его применения по отношению к детям. Под философией здесь мы подразумеваем мышление и его развитие, практику, а не теорию, осознание себя, своих мыслей, слов, своего поведения. Это умение рефлексировать, размышлять и анализировать. Практическая философия – это обучение мышлению, обучение существованию, а не просто обучение. Упражнения такого рода полезны в любом возрасте и на любом уровне – для размышлений нет возрастных ограничений, как и нет понятия «статуса». Невозможно развивать мышление ребенка, не развиваясь самому. Основная работа касается в первую очередь родителей, так как, только изменив отношение к своему чаду, они смогут добиться изменений. Этим текстом "Летидор" открывает серию колонок известного французского философа Оскара Бренифье о детско-родительских отношениях, а также упражнения, которые вы сможете выполнять с ребенком. Мы будем иметь дело с проблемами и их решением, или же просто наслаждением этими проблемами. Поскольку любой вопрос и любая проблема интересны сами по себе, не стоит спешить их решать, лучше сначала задуматься и понять их. Познание самих себя и своего ребенка – первоочередная ступень на пути к развитию. С некоторыми интересными идеями Бренифье вы можете ознакомиться, посмотреть вот этот ролик: