Опубликовано 27 сентября 2012, 00:00

Операция "Детский сад": отправляем сына

Рассмотрим, что требуется от новоявленного детсадовца, и как мы можем ему помочь с адаптацией к новому образу жизни. В этой статье не берутся в расчет ясельные группы, потому что автор глубоко убежден, что до трех лет социализация в такой форме ребенку не показана.
Операция "Детский сад": отправляем сына

Операция "Детский сад": отправляем сына

Если родители готовят своего ребенка к детскому саду, они должны приложить максимум сил, внимания, и посвятить достаточно времени подготовке, потому что по сложности и важности это напоминает подготовку разведчика к внедрению в лагерь потенциального противника.

Рассмотрим, что требуется от новоявленного детсадовца, и как мы можем ему помочь с адаптацией к новому образу жизни. В этой статье не берутся в расчет ясельные группы, потому что автор глубоко убежден, что до трех лет социализация в такой форме ребенку не показана.


П.1. Физическая подготовка и личные навыки

В садиковском коллективе важно, престижно и ценно быть самостоятельным. Способность одеться, надеть шапку, куртку, обуться, самостоятельно убрать игрушки перед тихим часом… И сам факт «я смог!» «я сам!», и похвала воспитателя поднимают самооценку ребенка, а также его авторитет в группе.

Чтобы вашему ребенку было проще, нужно заранее стимулировать проявления его самостоятельности, не забывать про обучение основным бытовым навыкам: проситься на горшок, обслуживать себя за столом, надевать вещи в правильном порядке, стараться аккуратно складывать одежду на свое место. Разумеется, в три года ребенок полностью самостоятельно не оденется, а рядом всегда будет няня или воспитатель, которые помогут и направят, но любые попытки сделать это без помощи взрослых поощрять надо.

Сейчас многие родители уделяют чересчур много времени раннему интеллектуальному и творческому развитию, порой забывая о простейших навыках самообслуживания, что тоже не совсем правильно.

Сюда же можно отнести и рекомендации по закаливанию. Нагрузка на иммунитет в любом случае будет серьезной: из ограниченной, почти «стерильной» среды ребенок попадает в большой детский коллектив, а мамина неусыпная забота сменяется воспитательским надзором. Какой бы ни была внимательной и ответственной воспитательница, она не сможет следить за вашим наследником, как мама. Хотя бы потому, что детей у нее раз в тридцать больше.

Где-то воспитанники могут попасть под небольшой сквозняк, когда-то пробежать босиком по холодному полу. И если для закаленного ребенка это не критично, то тепличный мальчик может сразу же простудиться.

П. 2. Легенда. Сбор и обработка информации

Секретный агент, отравляясь на задание, всегда собирает об «объекте» своего исследования максимальное количество информации. И до мелочей продумывает то, как он будет представлять себя перед другими людьми.

Желательно, чтобы к походу в детский сад сын знал свою «легенду» - мог ответить на вопросы «как тебя зовут?» «как твоя фамилия?» «как зовут твоих маму и папу?» «сколько тебе лет?» Это поможет не только общаться со сверстниками и воспитателем, но и ощущать себя самостоятельной, относительно обособленной, в меру самодостаточной личностью. Когда человек знает ответы на задаваемые вопросы, он чувствует себя гораздо увереннее того, кто вынужден каждый раз задумываться и пожимать плечами.

Вы должны заранее поведать ребенку, что такое детский сад, и чем там занимаются. Какие существуют правила поведения. Расскажите про маленьких ребятишек, с которыми будет весело дружить. О том, что в группе много новых интересных игрушек – точно не соскучишься! Но играть в них можно только в садике, домой брать нельзя – такие правила. Что одногруппников своих нельзя бить и дразнить. Но если тебя обидели – нужно уметь за себя постоять.

При повествовании о детсадовском житии желательно сохранять оптимистичный стиль и мажорную тональность. Однако, ни в коем случае не нужно идеализировать. В этом случае ребенку, приготовившемуся к вхождению в сказочный мир, где все будет вертеться вокруг него одного, гарантирована первая в жизни фрустрация.

Если есть такая возможность, то неплохо было бы за некоторое время до похода в детский сад приходить к территории данного дошкольного учреждения во время прогулки. Пусть ребенок понаблюдает за резвящимися на закрытой площадке детьми. Возможно, вы уже знакомы со своим будущим воспитателем? Чудесно. Пусть малыш поздоровается с ней. Скажите ему что-то вроде: «Потерпи, скоро и ты так же будешь играть! Осталось совсем чуть-чуть подрасти». Пусть ребенок ждет похода в садик с нетерпением. Пусть связывает его с «повышением собственного социального статуса» (стал достаточно большим – пошел в сад).

Узнайте у воспитателя вашей группы режим дня и за месяц-другой до похода в сад, постарайтесь адаптировать свой жизненный график к этим условиям. По крайней мере, время подъема, завтрака, обеда и дневного сна должны совпадать.

П. 3. Внедрение

Итак, подготовительные работы проведены, и вы с ребенком отправляетесь первый раз в детский сад. Предупрежу сразу, что, если это возможно, не нужно в первый же день отдавать ребенка «от рассвета до заката». Поэтому старт необходимо спланировать недели за две, а то и за месяц до предполагаемого выхода мамы на работу.

Внедрение лучше осуществлять гомеопатическими дозами. Пусть малыш понемножку привыкает. Пусть садик доставляет ему только радостные переживания и положительные эмоции. Но и от них нежная нервная система ребенка устает очень быстро. В первый день достаточно побыть в группе час или два. Затем, если все прошло хорошо, время можно потихоньку увеличивать. В любом случае, в первую неделю желательно забирать детей домой до дневного сна.

У детей время течет совсем другими темпами. Они быстрее устают, события дня быстрее уходят на задний план. Порой, проснувшись в саду после сна, они полагают, что уже наступило утро нового дня, и мама оставила их очень надолго. Они начинают скучать, переживать и проситься домой с удвоенной силой.

П. 4. Есть такая работа – в детский садик ходить

Стимулируйте у ребенка осознание собственной «взрослости». Разумеется, не всегда он будет с удовольствием бежать в детский сад. Возможно, просто устал, не выспался. Или поссорился с приятелем и желает «бежать от проблем». В жизни всякое бывает. Объясните сыну, что детский сад – это такая работа, только для маленьких. Расскажите, что вам тоже не всегда хочется отправляться на службу. Что с большим удовольствием вы бы сбежали вместе с ним в парк. Но у взрослых людей (а ведь ты теперь тоже уже взрослый!) есть свои обязанности. Маме с папой нужно зарабатывать деньги, а тебе – помогать им в этом. Как помогать? Очень просто – хорошо ходить в детский сад.

Дополнительные инструкции

"ДА"

• Интересуйтесь садиковской жизнью ребенка. Спрашивайте как прошел день, с кем он подружился, что ему понравилось, а что нет, что они кушали, вкусно ли было.

• Показывайте с удвоенной силой свою любовь. Не бойтесь «испортить» ребенка. Будьте искренни. Обнимите, приласкайте. Скажите, что тоже по нему скучали. Он не должен думать, что его «сдали» в сад, потому что больше не любят. Или стал не нужен. Особенно если в это время в семье ждут или уже дождались появления брата или сестры.

• Если у ребенка есть какие-то особенности, которые могут его смущать, - поговорите о них с воспитателем. Например, если он мало ест, попросите воспитателя не трогать его во время обеда, не ругать и не заставлять есть через силу.

• Если понадобится – защищайте в саду его интересы. Хороший агент должен знать, что его «тылы прикрыты».

"НЕТ"

• Никогда не показывайте при ребенке своего плохого отношения к детскому саду или конкретным людям – воспитателям, заведующему.

• Никогда не пугайте детским садом. «Как же я от тебя устала! Будешь себя плохо вести – отдам в детский сад» - это запрещенный прием. Забудьте об этом для собственного же блага.

• Не ставьте под сомнение необходимость посещения детского сада. Даже если вы для себя еще не решили – хотите или нет, чтобы чадо посещало д/с. Проявите все свои актерские способности. А там – время расставит все на свои места.

"УПС…"

• К сожалению, в первое время большинство детей болеет чаще обычного. Ситуация «неделю ходим, две сидим» характерна для многих начинающих детсадовцев

• Вы все делали «правильно», а адаптация затянулась. Успокойтесь и не вините ни себя ни ребенка. Попробуйте разобраться в ситуации. Возможно, вы не знаете о некоем происшествии. Разговорите ребенка, попытайтесь понять причины нежелания ходить в садик. При необходимости обратитесь к детскому психологу.

• Неделю ребенок ходил «на ура» и даже в первый день не заплакал. Вы уже собирались выписать себе золотую медаль имени Макаренко, как вдруг началось все то, чего вы опасались. Подобная отложенная реакция характерна для многих детей. Ничего страшного. Соблюдайте спокойствие и следуйте указанным правилам. Просто настоящая адаптация только началась.

Удачной операции вам и вашим секретным агентам!