Опасно для психики: 10 ошибок общения с детьми младшего школьного возраста
© Depositphotos
Об основных родительских ошибках общения с ребенком «Летидору» рассказала Анита Дмитриева anita_dmitrieva_psy, магистр психологии, семейный психотерапевт, клинический психолог, член EABCT и АКПП, автор тренингов и семинаров «Искусство здорового общения», «Тренинг уверенности» и других.
Общение является основой социализации личности. Из пяти основных механизмов социализации на развитие личности ребенка в возрасте от 7 до 12 лет активно влияют традиционный механизм и межличностный.
Традиционный механизм — это усвоение ребенком норм поведения, взглядов и убеждений, которые свойственны его семье и его ближайшему окружению. Такое усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления и некритического восприятия основных стереотипов поведения окружающих.
Межличностный механизм проявляется в становлении личности ребенка через значимых для него людей в процессе их взаимодействия.
Поэтому до подросткового возраста мнение и образец поведения родителей, старших родственников и учителей очень значимы для детей.
Чем чаще мы демонстрируем качественное уважительное общение, тем быстрее дети впитают навыки и будут следовать им.
Слово — очень сильное оружие. А если оно подкреплено поведением, голосом, авторитетом, зависимостью от взрослых, воздействие его может обернуться катастрофой или, наоборот, стать исцеляющей и укрепляющей силой. Ошибки взрослых в общении могут привести к неуверенности, неадекватной самооценке ребенка, а в некоторых случаях к психологической травме и психосоматическим заболеваниям.
Правила общения направлены на создание комфортной доверительной и доброжелательной атмосферы в семье. Нарушая правила, мы вызываем чувства недовольства, раздражения, отвержения, обиды. Чем чаще мы это делаем, тем сильнее человек отдаляется от нас и в ответ сам нарушает правила.
Тот, кто не может отдалиться в силу возраста, будет страдать от неуважительного общения.
Итак, разберем 10 основных ошибок общения.
Критика и осуждение
Категоричные фразы «Ты не прав!», «Ну кто так делает!», «Ты поступил глупо» обесценивают собеседника, даже если сказаны беззлобно.
Любое общение возможно лишь в пространстве безопасности и доверия. Каждый человек — ценен, пусть даже сейчас он говорит что-то, с чем мы не согласны, стоит выслушивать его с вниманием.
Вместо критики используйте безоценочное принятие, например, «Возможно, в чем-то ты прав», «Я поняла твое мнение». Затем выражайте собственное отношение к событию, используя «Я-сообщение». И в самом конце — высказывайте свое мнение.
В любом случае, следует выяснить причину поступка, а не давать характеристику человеку.
Принуждение и контроль
Обычно родители хотят, чтобы ребенок сам учил уроки, помнил, что надо почистить зубы, и убирал свои вещи. Однако мамы и папы редко предлагают детям помощь в самоорганизации, чаще предпочитают контролировать и заставлять.
Есть и другие способы. Лучший из них — метод логических последствий.
Ребенок должен получить свой результат. Родителям, которые с самого рождения все делали за малыша, предвосхищая его желания и ограничивая природную активность и любознательность, с подросшим младшеклассником придется нелегко. Для остальных прогноз благоприятный — ребенок уже научился обращаться к вам за помощью, если она ему нужна. Помогайте организовать режим. Формируйте мотивацию. Укрепляйте силу воли через положительное подкрепление, отмечайте даже небольшие шаги к успеху.
Предлагайте помощь, но не делайте вместо.
Передавайте ребенку ответственность за свои поступки и учите его принятию, подчеркивая, что это его выбор.
Слушать невнимательно
Ваша рассеянность объяснима: на работе вы заняты рабочими вопросами, дома — домашними делами. Но представьте, что вы будете чувствовать, когда ваша мама, к которой вы пришли рассказать что-то важное, будет стоять к вам спиной, мыть посуду и слушать вас в пол-уха!
Задумайтесь, часто ли вы дарите свое внимание и время ребенку, просто выслушивая и не делая параллельно что-то еще. Если нет, то «я не ценен» — вот, что ощущает ребенок.
Наше невнимание означает, что собеседник незначим для нас.
Ребенок ждет искреннего внимания и интереса. В 7-12 лет он еще рассказывает и интересуется беседой с вами.
Задача родителей — сохранить и подчеркнуть ценность этих бесед. Тогда, становясь старше, подросток будет меньше дистанцироваться и больше доверять вам.
Демонстрация «громких» эмоций
Вы кричите, замахиваетесь, угрожаете, наказываете чаще всего от бессилия и непонимания, почему ваши требования не исполняются.
Вместо этого вам надо осознать свои чувства и выразить словами то, что вы испытываете (тогда ваше раздражение уменьшится), а затем спокойно обсудить ситуацию.
Подчеркнуть то, что ребенку действительно удается, и попросить (но не требовать) о том, что хотелось бы улучшить.
Если в качестве воспитательной меры наказание неизбежно, следует придерживаться двух правил:
• оно должно быть соизмеримо с проступком;
• вы должны быть последовательны в своих словах — «сказано — сделано».
О санкциях необходимо предупреждать заранее, чтобы не возникло чувство несправедливости.
Если вы дадите слабину и откажетесь от своего первоначального решения, то «логические последствия», о которых вы предупредили, не наступят. Результат: ребенок вашу жалость не оценит, не получит урок, границы допустимого будут определены не там, где они должны быть, воспитательный акт не состоится.
Сравнения с другими
Ваш ребенок никогда не станет другим человеком, он навсегда останется собой. И только он способен что-то исправить в себе, если захочет. Вы можете лишь помочь. Находите положительные моменты, достижения, успехи, поддерживайте и подмечайте его усилия. Благодарите за намерения, когда ребенок хотел помочь, но не достиг результата.
Тогда он будет пытаться снова. Именно это ценно и важно. Человек хочет расти и совершенствоваться в том, что замечают и ценят.
Указания
Подобные добрые намерения родителей снижают стремление ребенка к самостоятельности.
Вместо этого рекомендуется предлагать, советоваться, спрашивать мнение, обсуждать трудности, рассказывать о преимуществах, формировать интерес, потребности, выявлять способности и склонности. А также подкреплять и поддерживать самостоятельность ребенка и его инициативу.
Унижение и устыжение
Всем знакомые выражения «Как тебе не стыдно!», «Я говорила, а ты не сделал» способствуют развитию у ребенка чувства вины и отвержения. А ведь он мог просто отвлечься, заиграться и забыть. Он все еще ребенок.
Вместо этого можно предложить посмотреть на ситуацию вашими глазами, побывать в «вашей шкуре».
Взгляд «со стороны» поможет осознать эмоции и ответственности.
Ребенок может ошибаться в поступках и действиях, но важно — какой он сделает из этого вывод.
Фразы вроде «Я всегда прав и лучше знаю»
Добрый совет «Помолчи, за умного сойдешь» выбивает почву из-под ног юного оратора. Конечно, ребенок не знает всего, что знаете вы. И опыт, и эрудиция, и кругозор у него меньше. Ваша задача — развить собственное любопытство ребенка, стремление найти ответы самому, дать возможность проявить инициативу, а не ударить по рукам.
С интересом выслушайте его рассказ по истории Древнего Рима или про то, как прошла его тренировка. Подчеркните, что вас впечатлило и порадовало, а не переводите разговор на себя.
Делитесь своими знаниями на тему, интересную ребенку, обсуждайте ее.
Честно признавайтесь в том, что можете чего-то не знать. Это даст ребенку интерес к саморазвитию, защиту от страха высказываться, тренировку уверенности и легкость в том, чтобы поделиться своими знаниями и мыслями.
Обобщения и навешивание ярлыков, высмеивание
«Вечно у тебя все из рук валится!», «Ты сделал все не так!», «Недотепа». Знакомо?
Если в сердцах вы высказываете глобальную негативную характеристику ребенка на основе одного инцидента, это подрывает его веру в себя.
Вместо этого оставляйте за собой право на выражение неудовольствия конкретным поступком, но не в целом ребенком и его личными качествами. Стоит отметить, что чувство юмора — не врожденное качество, оно тренируется с возрастом. Шутливые замечания в адрес формирующейся личности, его выбора и решений могут нанести серьезный психологический вред.
Неконкретная похвала
Взрослые часто используют расхожие «молодец» и «хвалю». Польза от такой похвалы для детей старше 7 лет весьма сомнительна. Она настраивает на зависимость от мнения других людей, пусть даже очень важных.
Тем самым снижается ценность личной гордости за свой успех, человек ориентируется на внешнюю оценку, а не на внутреннее чувство удовлетворения.
Используйте похвалу по делу — за конкретный поступок, победу, усилие. Это может быть и не сверхдостижением. Начните с выражения вашего личного отношения к событию, того, что вы испытываете. Это даст пример ребенку и опору для дальнейшего движения к успеху.
Фото: Depositphotos, Freepik.com