Опубликовано 03 апреля 2013, 13:36

Ольга Михайлова: “Почти все основы зоопсихологии применимы к воспитанию детей”

Московская домохозяйка с высшем образованием и четырьмя детьми поделилась с читателями "Летидора" мыслями о психологии, воспитании детей, воле к победе, семье и борще.
Ольга Михайлова: “Почти все основы зоопсихологии применимы к воспитанию детей”

Ольга Михайлова: “Почти все основы зоопсихологии применимы к воспитанию детей”

фото: Дарья Грачёва

Героини легендарного сериала "Отчаянные домохозяйки" не идут ни в какое сравнение с русскими мамами, которые, получив прекрасное образование, посвятили жизнь детям. Один день из жизни такой родительницы нам подарила Ольга Михайлова, мама 4-х детей: 9-летнего Саши, 11-летней Сони, 13-летней Ани и 15-летнего Алексея.

Алексей уже учится в Англии, остальные трое – еще в московской школе. Мы договорились о встрече, и Ольга сразу предупредила, что будет параллельно с беседой готовить борщ и творожный пирог, забирать детей из школы и встречать репетиторов, которые один за одним начинают приходить заниматься с детьми, когда те возвращаются из школы. Муж в это время на работе, и поэтому нам предоставилась возможность увидеть самый обычный день из жизни многодетной мамы.

Выпускница МИФИ, факультета Кибернетики, кафедры Системного Анализа, Оля реализует свои знания на практике. Пока шла подготовка к съемке и интервью, по телефону мама помогала решать и отправляла на WhatsApp! примеры для младшей дочки, которая в тот момент находилась в школе.

Периодически Ольга поглядывала в планер, куда занесено расписание всех занятий детей после школы на текущую неделю. Жизнь Ольги давно расписана по неделям, и она живет практически без дат.  Есть только дни недели, каждый из которых, судя по ее милым зарисовкам в Инстаграме и разнообразному расписанию детей в планере, имеет свои особенности.

Ольга открыла дверь в маске, похожей на зубоврачебную, с перчатками в одной руке и со смартфоном наперевес – в другой.

IMG_2615.jpg

IMG_2615.jpg

- Ольга, но почему в маске?

  • Всё просто, ничего страшного, просто у меня аллергия на овощи. Поэтому борщи и другие блюда с овощами приходится готовить именно таким образом.

- У тебя четверо детей, а ты в тонусе и великолепно выглядишь. Как тебе все это удается?

  • Моя природа такова, ничего специально не делаю. Конечно, хожу к косметологу и она разработала для меня домашнюю программу, я стараюсь ее выполнять, хотя честно скажу, не всегда я примерная. На фитнес не хожу, но у меня с детства собаки, с которыми я гуляю.

Сначала прогулки с собаками были неосознанными, а потом стали способом релаксации.

Cобаки помогают быть в форме. Когда я поняла, что сижу дома, никуда не выхожу: кухня, магазин, школа, занятия, кухня - я сошла от этого всего с ума - одно и то же каждый день, я потеряла счет дням, они были все одинаковые. И поняла, что у меня должна быть своя собственная ниша. Я самодостаточна, люблю побыть в одиночестве.

Гулять с собакой детям не то, чтобы не доверяю, просто не могу отправить их с ней в лес, а собаке прогулок во дворе недостаточно.

Поэтому гуляю я. Взяла себе эту собаку не так как всех предыдущих. Я хотела молодую, больше, чем той-терьер. Но чтобы она была бодрой и веселой для моих энергичных прогулок по пересеченной местности.

IMG_2537.jpg

IMG_2537.jpg

На самом деле собака выгуливает меня, а не я ее. Она держит меня в тонусе. У нее особенная психика и свой мир, мне всегда нужно за ней смотреть, угадывать, что она хочет сделать. Она не убегает, но хулиганит. Когда она только появилась, я всерьез начала заниматься с ней дрессурой и зоопсихологией.

Большинство методик зоопсихологии применимы к воспитанию детей. Не все, конечно, но метод дрессировщика, с которым занималась я, отлично работает и на детях. К тому же, дрессировщица в общем-то человеческий психолог, психология животных для нее - как хобби.

Оля кладет овощи в металлический агрегат необычной формы и включает его на варку борща.

- Это такая особенная мультиварка?

  • Это "Термомикс". Не знаю, что бы я без него делала. Он мешает и греет. На маленькой скорости - мешает, на большой - работает как блендер.

Так вот, собака пришла ко мне совершенно сумасшедшая. Пришла сама, буквально к порогу. Со времен моего волонтерства, когда мне пришлось пристраивать очень много псов, выкинутых из домов на улицы, я не покупаю собак и не поддерживаю заводчиков.

Да, среди заводчиков есть неравнодушные и ответственные, но есть и такие, кому все равно, что будет с собаками. Я занималась выкинутыми доберманами, и когда находились клейменные собаки я обращалась к заводчикам о помощи, но самой частой реакцией было равнодушие.

IMG_2600.jpg

IMG_2600.jpg

Когда ко мне пришла моя собака, она боялась всего, в ее поведении чувствовался полный психоз, а от страха она кидалась на людей. Вообще, любая агрессия - это страх. Кто-то от страха бежит, а кто-то нападает. А природа у этих двух реакций одна - страх. Когда человек или животное не боится - оно совершенно спокойно. И я начала с ней работать. Действовал принцип - похвала. За все малейшее хорошее, что существо делает.

IMG_2605.jpg

IMG_2605.jpg

А существом может быть и собака, и ребенок. То есть, сел ребенок сам порисовать, надо подойти и гипертрофированно похвалить: "Вау, ты молодец, ты так здорово рисуешь!" Найти слова.

А у нас как получается? Когда ребенок делает что-то хорошее сам, мы воспринимаем это как нечто в порядке вещей: убрал постель, игрушки, сел почитать книгу, не лезет к тебе с нытьем и разговорами.  Мы считаем, что это норма и никак не реагируем. Но когда он начинает хулиганить, раскидывать, что-то ронять, мы начинаем очень качественно ругаться полчаса. Обычно же делают так. А в это время у ребенка фиксируется: "я могу привлечь внимание к себе тем, что делаю что-то неправильное".  Что бы хорошего ребенок не сделал - всем все равно. Но если набезобразничает, то на него сразу же все обратят внимание, с ним хотя бы поговорят.

У меня же формула такая: "Ты хороший, но сейчас ты сделал что-то не так. И я огорчилась, но это можно исправить и я порадуюсь". Детям же очень ценно, до 15 лет по крайней мере, что мама порадуется.

После 15-лет позиция мамы как самого важного человека меняется, смещаются акценты. На арену выходит папа со своим значительным весом. Потому что наш папа очень продвинут в технических достижениях и вообще, очень грамотный и опытный отец. Поэтому подросший молодой человек уже находит в нем собеседника для ответов на свои вопросы, тем более, что они могут быть исключительно мужскими! С ним можно советоваться, сейчас со старшим сыном они могут что-то горячо обсуждать. Ну и в этом возрасте у детей уже появляются запросы, связанные с финансами: покупки, кафе, кино. Естественно, что финансы в руках у папы и он их регулирует.

Если речь идет об одежде, то заботы сваливаются на меня: "покажи маме, если мама одобрит, то можно". И я уже решаю, нужно это или не нужно.

Муж давно уже сделал детям банковские карточки, там есть какой-то лимит, который они не могут превысить за один день, но с 9-ти лет они уже пользуются картами сами. То есть, в "Макдональдсе" - платят сами. Когда Соня или Аня идут покупать книжки и тетрадки, тоже расплачиваются самостоятельно.

- А карманные деньги есть?

  • Каждое утро мы даем детям по сто рублей. В школе есть буфет, там они могут поесть, могут не поесть. Старшие практически ничего не покупают, они эти деньги складывают. 500 рублей в неделю - и это уже их личные деньги.

- На приложения для своих планшетов дети могут потратить деньги?

  • Дело в том, что с карты невозможно снять деньги, чтобы папа не узнал. Ему приходит смс. И дети так воспитаны, хотя не было на это упора, что когда они хотят что-то купить, то обязательно ставят нас в известность, спрашивают, можно ли. Как правило, мы не разрешаем. Даже бесплатных игр. Если это приложение, которое дает больше удобств - да. А вот если это игра, то дело даже не в сумме, мы все равно не разрешим.

Да, это ужасно, что мы сначала дарим, а потом сами начинаем забирать и не позволять загружать ничего лишнего. Но если не контролировать, то начнется беспредел. У Сони я как-то даже забрала ноутбук в феврале и до лета. В этом плане я жесткая.

- Есть ли принципы питания, которых вы придерживаетесь?

  • На этом мы не заморочены. Никогда ничего не жарю, потому что лично я себя плохо от этого чувствую. Иногда я разрешаю "Макдональдс". В выходные частенько мы, чтобы сэкономить время и потратить его на что-то полезное, заезжаем в "Шоколадницу" или какие-то итальянские рестораны. Такие, где мы точно знаем, что нас быстро обслужат. Дети любят пиццу. Я не отношусь к этому как к чему-то плохому. Они не фанаты "Кока-Колы", кто-то любит "Спрайт". Но все без фанатизма. Вот, полная ваза конфет стоит, как правило, с Нового Года до июня.

- Существуют ли в вашей семье традиции?

  • В этом году мы первый раз не соблюдали ежегодного ритуала, а так - в течение почти десяти лет у нас была совершенно прекрасная традиция. Мы собирались 25-26 декабря, одевались и шли в лес "рубить" елку. А перед этим наш папа шел в лес первым, "находил" ту самую елку, звонил, говорил, что нашел. И мы все радостно собирались, брали санки, топор и шли в лес. И вот, дети брали топор, елка под ударами топора сначала начинала шататься, а потом падала. Мы грузили ее на санки, привозили домой. В этот год мы не "рубили" елку, а просто поехали с Лешей в "Оби" и там ее купили.

Когда Леше было около 9-ти, он уже было начал раскапывать сугроб, чтобы посмотреть пенек и папа еле успел его отвлечь. Через год, когда мы уже везли елку обратно, Леша завел разговор: "Не, ну странное дело: мы рубим елку под углом, а срез у нее прямой получается, в чем фишка?".

Папа, конечно, отвечал ему, что "как ты рубил, сынок, такой и срез получился". Но как только Леша стал догадываться, что что-то тут не так, мы постепенно решили закруглиться с этим ритуалом.

Традицией осталось то, что мы всегда наряжаем елку вместе, каждый год докупаем игрушки. Обсуждаем, какого цвета они будут, в какой цветовой гамме будет наша новая елка.

- Где же все-таки твое свободное время?

  • Смотря что считать свободным временем. Прогулки с собакой - свободное время. Это мое время, моя отдушина. Когда я готовлю, то тоже думаю о чем-то своем.

Еще у меня есть завтраки. Когда все ушли в школу, а муж - на работу, я остаюсь одна, наливаю себе кофе, готовлю что-то, и спокойно, размеренно завтракаю. Потому что когда едят дети - я приношу, уношу, им же нужно учиться, двигаться дальше.

IMG_2589.jpg

IMG_2589.jpg

А иногда, по выходным у меня на завтраках - мой "персональный гитарист". Сашка играет мне, пока я пью свой утренний кофе. Испанские переборы, русские романсы, итальянские мелодии и даже древние песни инков - что моя душа пожелает. Это очень приятно.

IMG_2536.jpg

IMG_2536.jpg

- Получается, что ты "мать-тигрица", загружаешь по полной?

  • Скажу честно, занятий после школы у детей много. Один преподаватель уходит, другой сразу же приходит. Какое-то время после остается у детей на уроки. Девочки делают уроки быстро, я проверяю, и если все хорошо, то они могут пойти погулять, посмотреть кино, почитать книжку.

Аня со всем справляется просто блестяще. И поэтому когда начинается - "ты у Ани не забираешь планшет, а у нас забираешь", я им честно отвечаю: "Дети, к Ане у меня нет претензий, что ни проверю, Аня все сделала". Она участвует в Олимпиадах, делает все уроки, у нее пятерки, она - лидер в классе. Музыка - ок, у англичанина к ней претензий нет, у француженки - претензий нет - вот она и отдыхает. Например, смотрит фильмы, какие ей нравятся.

На днях захожу к ней в комнату, а она смотрит "Анну Каренину" на английском языке. И говорит мне:"что-то давно я не смотрела фильмы на английском, сначала даже было сложно втянуться". Ну как я могу отогнать ее от компьютера - человек смотрит фильм на английском?

Посмотрела "Анну Каренину" - увлеклась историческими фильмами, сразу же про Линкольна кино посмотрела, не "Гордость и предубеждение" и прочие "чувства и чувствительность" (хотя их она, конечно, тоже любит), а серьезно подошла к вопросу.

Читает она то, что уже не успеваю я - Сесилию Ахерн, Анну Говальду. Девочки у меня читающие. Соня книжки буквально глотает.  А мальчики - нечитающие. Усадила Сашу, говорю: "Читай полчаса". Уже через 10 минут он взвыл - невозможно!  Единственное, вот Лешка тоже не читал. А потом у братьев случилось увлечение "Звездными войнами", и они взахлеб стали читать про них книги.

Так, мне пора съездить за Соней и скоро придет Аня.

- Что она будет делать, когда придет из школы? Сразу заниматься?

  • Ну, сначала она пообедает. Я недавно заметила, что Аня со всем справляется, и думаю, чем бы ее еще загрузить. Аня сама просит ее загружать. Не нравится ей преподаватель по химии, она переживает от того, что ей логически приходится угадывать, как бы оно могло там быть, и только потому у нее пятерки. Но знаний у нее не прибавляется и интерес к учебе падает.

Поэтому когда Аня пообедает, придет репетитор по химии. Репетиторов я традиционно разыскиваю через сайт. Ничего сложного.

IMG_2639.jpg

IMG_2639.jpg

Тем временем, борщ уже был готов и Ольга накрывала на стол, не отрываясь от беседы

Сейчас покажу расписание и все о нашей жизни станет ясно. В какой-то момент я поняла, что бесполезно что-то запоминать и начала заносить расписание в обычный бумажный планер. Очень удобно. Теперь мне предельно ясно, что произойдет в следующие полчаса.

IMG_2562.jpg

IMG_2562.jpg

Вот сегодня четверг, скоро придет Аня и в три у нее начнется химия. У Сони в пять - гитара, у Саши гитара в 6 часов. Саша заинтересовался гитарой, потому что Леша играл. Хотя Леша занимался постольку-поскольку, просто все прилежно выполнял. Для Леши в приоритетах футбол, это его большое увлечение. А Саша занимается с тем же педагогом, просто с каким-то другим настроением.

Он играет даже без преподавателя, приходит из школы и играет. Вот сейчас под впечатлением - ему нравится музыка странствий из передачи "В мире животных", освоил любимую мелодию всего за день.

IMG_2688.jpg

IMG_2688.jpg

- Что ты делаешь, когда замечаешь талант у ребенка или видишь, что ему нравится чем-то заниматься?

  • Разумеется, немедленно начинаю талант или увлечение развивать. Пристально наблюдаю, ищу учителей, думаю, куда и как развивать.

За 4 года занятий пением у девочек вышел их диск с песнями, мы записывали по две песни в год и через 4 года записали в студии девчонкам диск. Аня начала петь с 8 лет, Соня - с 9-ти - подтянулась за старшей сестрой.

- А как ты воспринимаешь тягу девочек к пению? Как возможную будущую профессию?

  • Как профессию, конечно, вряд ли. Я не задавалась такой целью, это как такой этап в развитии, чтобы себя лучше ощущать. Увереннее, от того, что есть такие умения, которых нет у других. И это помогает уже в таком возрасте.

На школьном концерте все выходят и поют "солнышко, солнышко," невпопад, нестройно. И выходит Аня. Профессионально, с правильно поставленным голосом, поет сложные, серьезные песни. И все. Аня - на пьедестале. Мало того, что она отлично учится, она еще и прекрасно поет.

У нее есть такая установка - на успех, на победу, на то, чтобы добиваться хороших результатов и в дальнейшем тщательно выполнять свою работу. Быть самой лучшей? Это не цель. Нет также цели лучше всех одеваться или учиться в какой-то крутой школе.

Все мои дети учатся в обычной городской школе рядом с домом. Я специально так выбирала, чтобы, если что, дети смогли добраться домой пешком.

Ребенок появляется на свет уже со своим характером, со своим стилем, поведенческим и жизненным, просто они постепенно начинают проявляться. И когда мы говорим, что воспитываем, мы все-таки преувеличиваем. Ну несильно мы воспитываем.

- Что же делают родители?

  • Я должна увидеть, что в нем заложено и максимально это в ребенке раскрыть. Что мы можем сделать? Мы можем сильно испортить. Например, когда у маленького ребенка нет четкого режима, нет четких границ и рамок, ум ребенка и психика не выдерживают. И ребенок превращается в психопата.

Не в том понимании, что он все время орет и с дикими глазами. Нет. А вот в этих психопатов, которые вроде на вид нормальные, но могут быть совершенно неадекватными в своих поступках.

У меня ни один ребенок никогда ни в одном магазине не упал на пол и не закричал “купи, я хочу”.

И не потому, что я им не отказывала. Я никогда не отказывала без объяснений и всегда объясняла, почему “нет”. Мне кажется странным “японский подход” - сначала разрешать, а потом к семи годам закручивать гайки. Я, наоборот, постепенно расширяю, показываю и рассказываю, что можно.

- А как на Саше сказалась такая ранняя, скажем, популярность, он же с детства снимается в рекламе, сейчас - в сериалах?

  • Для него это просто заработок. Его спросили последний раз на одной из съемок - будешь артистом? - не, говорит, я просто - денег заработать.

Так же и Соня. Да, я вижу у нее талант, но Соня спокойно дышит к пению. А поскольку цели нет, зачем я буду ее мучать? Просто так? Она научена петь грамотно и хорошо.

В этом году Соня на елке играла ангела (девочки сами придумывали сценарий). И Соня выбирала песню, репетировала. То, что получилось, я увидела только на выступлении.

И несмотря на то, что она не занималась уже полгода, она грамотно и чисто спела. Нигде не ошиблась, ни в словах, ни в музыке. Хорошо держалась на сцене. И я считаю, что этого достаточно. Когда ей это будет нужно, в школе или в студенчестве, она спокойно выйдет и споет перед публикой. Не будет ломаться, смущаться, не будет вот этого всего. А будет хорошо спетая песня.

Одна из вещей, которым я учу всех своих детей - это качественный продукт. То, что они хотят показать людям, должно быть качественно. Если это сыро, если это сделано "абы как", то исключено. На публику мы выносим только хорошо подготовленное.

- Оля, а какая у тебя цель как у мамы или воспитателя?

  • Я не отношусь к той категории мам, которые компенсируют в детях их нереализованные мечты. Вот не смогла стать мама фигуристкой, но отправила дочь, и смотрит, как она там убивается на занятиях. Но если ребенок сам фанатеет, то пусть занимается.

Дочки ходили на художественную гимнастику, но только чтобы выправить стопу, сделать красивой походку и осанку. Не более того.

Я смотрю к чему есть склонность у ребенка и подхватываю его увлечение, начинаю его развивать, этим заниматься. Поддерживаю.

- Мы сразу погрузились в жизнь, которая у тебя сейчас, но как все начиналось?

  • Еще во время дружбы с будущим с мужем в МИФИ, он мне всегда говорил - "блаблабла, и пятеро детей". Вот эта присказка "и пятеро детей" была всегда.

Я ему отвечала, что пятерых не обещаю, но троих - вполне. Поэтому, когда мне было 28, и я узнала, что у меня будет Леша, то чувствовала себя вполне готовой. У нас уже была своя квартира, муж уверенно себя чувствовал как самостоятельный человек, мы сознательно подошли к вопросу.

Рожали мы вместе - всех детей. Такая небольшая разница между детьми - это тоже осознанно. Да, когда маленькая разница - трудно - я всегда была беременная, и у меня всегда были маленькие дети. Не представляю, как справляются многодетные мамы, у которых нет помощи в виде бабушек и нянь. Если нянь нет - это нереально.

- Ты как-то воспитываешь детей, чтобы они к тебе потом приезжали, возвращались в отчий дом?

  • На это приходится только надеяться. Если они этого не захотят, заставить их я не смогу. Это не в моих правилах и не в моих силах. Можно, конечно, надавить, но зачем? Чтобы были дежурные приезды с кислым лицом? Мне это не нужно.

IMG_2571.jpg

IMG_2571.jpg

Я стараюсь строить отношения дружеским образом, хотя при этом не могу сказать, что у меня нет диктатуры. Она есть. Но я стараюсь делать так, чтобы они это не очень замечали, не понимали, что это диктат. В чем-то демократия, а что-то даже не обсуждается.

"Можно?" - спрашивают - "Нет, нельзя". Мне отвечают просто кратким ОК. То есть, ребенок проверил - есть ли слабое место или его нет, узнал что нет, и всё. Вопрос закрыт.

- Как вы относитесь к моде, вещам, брендам?

  • Пока мои девчонки, к счастью, не заморочены на брендах. Но все дети уже сейчас понимают, зачем покупать подделку, ненастоящую вещь, если можно купить другую, без бренда и спокойно носить. Это лучше, чем купить поддельный "Луи Виттон". Для чего он такой нужен? Понты? Понты не нужны.

Леша по мере взросления стал избирательным и четко знает, что хочет. Нравится ему Levi's, ну, покупаем мы ему эти джинсы. Но он никогда не поедет на рынок и не купит там костюм D&G. Леша предпочитает классический стиль, я же сторонница каких-то нестандартных интересных дизайнерских решений.  И я не настаиваю, чтобы он следовал моему вкусу. Вот он предпочтет купить один пиджак Tommy Hilfiger, ему не нужно много пиджаков, достаточно одного, но он точно знает, что хочет именно его.

При этом он отлично понимает, что в его возрасте носить пальто за 1000 долларов еще рановато. Поэтому откажется от дорогой вещи в пользу удобной и подходящей. Лучше за пятерку купит куртку Levi's.  Но я уже примерно вижу  какой стиль у него будет через 10 лет.

Аня - модница, но может спокойно пойти в Zara и купить себе там разных вещей. Как и всякая дочь, любит заглянуть в мамин шкаф, недавно нашла там какую-то кофточку, которую я тысячу лет назад покупала в ЦУМе, удивилась: мама, у тебя есть D&G! Для нее это было открытием.  В Ане я узнаю себя, в ее возрасте я тоже предпочитала классический офисный вид - хотелось чувствовать себя настоящей леди.

Я же говорю ей: "Аня, ты сейчас в таком возрасте, что можешь носить неформальные вещи", подсовываю ей шорты и смелые платья.

Соня с удовольствием сама ходит по Zara, вот недавно обновила себе гардероб на весну. И мне очень нравится ее выбор.

- А себя ты чем радуешь?

Дети мне как-то подарили на день рождения деньги. Каждый из них долго копил, собирал, и вдруг все разом решили подарить все накопленное. Я долго думала, что можно купить на 21 тысячу рублей. Что бы я хотела. Я ходила и смотрела на украшения, думала над длинной меховой жилеткой из овчины... Есть она, нет ее... Я себя нормально чувствую и без нее. И я слушала себя, пытаясь найти то, от чего у меня в душе начнется восторг.

IMG_2732.jpg

IMG_2732.jpg

И что-то восторг все не приходил, о чем бы я не думала. Но тут мне попался в руки журнал Seasons. И в журнале я увидела купон на мастер-классы по росписи мебели, декупажу. Аккуратно вырезала его и записалась на курсы. Это стало моим самым лучшим подарком от детей.

IMG_2736.jpg

IMG_2736.jpg

Пока дети обедали, мне удалось расспросить их о том, что их волнует. Времени было немного, в комнатах детей уже ждали репетиторы.

IMG_2663.jpg

IMG_2663.jpg

Аня, 8 класс:

- Ты еще играешь в куклы?

  • Нет, играю на синтезаторе. В свободное время я люблю смотреть фильмы, больше ничего не успеваю.

- Планы на будущее?

  • Я очень люблю математику, думаю, моя профессия будет связана с экономикой.

- Но ты же так здорово поешь, не планируешь построить карьеру певицы?

  • Нет, это же не профессия. А если даже и профессия, то она очень неустойчивая, я никогда не была на нее настроена.

- Что ты считаешь важным для женщины - карьера или семья?

  • Семья. Но карьера тоже важна.

- Что делают сегодняшние хулиганы в школах?

  • Издеваются над учителями.

- Мечты?

  • После 9-го класса хочу в Англию, там уже закончить школу и поступить в университет, как старший брат Леша.

IMG_2677.jpg

IMG_2677.jpg

- А ты еще играешь в куклы?

  • Уже нет.

- А во что играешь?

  • В айпад.

- Какая игра нравится?

  • Люблю Maincraft. Там нужно создавать мир, строить дома, есть версия на выживание, а есть и просто создание мира.

- А что-то полезное делаешь на айпаде?

  • Книжки читаю, хотя я предпочитаю бумажные. И еще у меня в планшете - учебники.

- Не против ли учителя, что вы с айпадами?

  • Если на нем не играть во время уроков, то не против. Я туда закачиваю учебники, и вместо того, чтобы таскать с собой несколько килограммов книг, можно брать один айпад, он весит всего-то около килограмма.

Оля: Я иногда не могла поднять сумку с учебниками у детей. Зачем это нужно? А родители потом не знают, что делать со спинами своих детей.

- Отличников много в классе?

  • Два.

- Любимые предметы?

  • Нравится английский, потому что у нас учительница добрая.

- Что значит добрая?

  • Она нас кормит конфетами и никогда не кричит.
IMG_2623.jpg

IMG_2623.jpg

Саша, расскажи, какие герои мультфильмов и книг популярны среди твоих одноклассников?

Саша: Спанч Боб. Отрицательные герои в основном, популярны, Слэндермэн, например.

Еще мы любим игры по мультсериалу "Финес и Ферб".

- А если учитель замечает, что на айпаде вместо учебника игра, что происходит?

Саша: Айпад отбирается и отдается родителям. Но у нас вообще странные учителя. Я однажды сидел на уроке, меня учительница спросила, все ли домашнее задание я сделал, я сказал, что не всё. Но учительница все-таки посмотрела на не полностью сделанное домашнее задание и зачем-то на меня накричала.