Опубликовано 28 июля 2014, 13:00

О жадности

Ребенок без зазрения совести может брать мамины и папины вещи, еду, но стоит родителям прикоснуться к его вещам – в ребенке просыпается собственник и кричит «моё!». Что с этим делать?
О жадности

О жадности

Уже настает осень, в парке стали попадаться красивые листья. На прошлых выходных во время велосипедной прогулки Маша один такой нашла. Не самый выдающийся, прямо скажем. Но ей он приглянулся. Она ехала на велосипеде и держала его в руках, не соглашаясь убрать в карман. Поэтому он выпал на дорогу. Маша остановилась, слезла с велосипеда и минут десять искала свой листик в груде точно таких же осенних листьев. Хорошо, что нашла. Иначе бы очень расстроилась.

Когда родители обижаются на своих детей, одной из самых распространенных причин для этого является детская жадность. Ребенок без зазрения совести может брать мамины и папины вещи, еду, но стоит родителям прикоснуться к его вещам – в ребенке просыпается собственник.

– Давай отнесем в детский садик этого мишку? Ты уже три месяца к нему не прикасалась.
– Нет, он мне нужен.

– Можно я доем твои макароны, ты же больше не хочешь?
– Нет, я буду есть!

– Мама, не трогай мою расческу, у тебя же своя есть!

Чем родители больше заботятся о ребенке – тем больше заводятся на такие заявления: «Я тебе жизнь посвящаю, думаю о тебе, игрушки тебе покупаю, за молоком настоящим за тридевять земель мотаюсь, а тебе одного паршивого кубика подпереть шкаф жалко!»

И сакраментальное: «Здесь вообще ничего твоего нет!»

Однако упрекать ребенка в жадности – это все равно что упрекать в маленьком росте. Ребенок когда-нибудь вырастет, а пока с этим что-то делать бессмысленно. Тем более это не жадность совсем. Это бережливость. И стремление упорядочить этот хаос. Одним словом – эволюционные механизмы, позволяющие ребёнку выжить в этом мире, где у него ничего нет. И никого, кроме вас. Поэтому когда его собственность трогают, ребенок делает то, что должен. Он всего лишь охраняет свое.

Если задуматься, то у ребенка есть два способа самому приобрести собственность: создать и застолбить. И если с «создать» все понятно – никто не претендует на твой рисунок, то с «застолбить» все сложнее. Тут есть несколько правил, которые действуют как вместе, так и по отдельности:

Правило первое: «Детское – значит мое!» Дети очень раздражаются, когда взрослые, пусть даже в шутку, присваивают их вещи. Ведь для них это преступление не только против их собственности, но и против мирового порядка. Также это правило действует и на тарелки с едой. Иногда даже с невкусной едой. «Я ненавижу гречку, но мне ее положили меньше чем другим, это несправедливо». И, к слову, мне искренне жаль тех взрослых, кто решится есть из детской тарелки. Сказка о трех медведях покажется им былью.

Правило второе «Чур мое!» Ребенок должен успеть «занять» вожделенный предмет. После того, как предмет занят – не важно как: криком, троганием, складыванием в карман или просто мысленно – ребенок будет отстаивать свои права. Естественный детский эгоцентризм при этом делает так, что ребенку не важно, успел он кого-то предупредить, что предмет его или не успел. Если он решил, значит предмет его.

Правило третье «Я сказал – мое!» Даже если первым занять предмет не удалось – не время отчаиваться. Можно отобрать предмет. И тут как в джунглях – кто сильнее, тот и прав. При этом часто ребенку важнее победить в конкретном споре, доказать свое право, чем обладать какой-то конкретной вещью. В таких случаях в ход идут различные манипулятивные методики: их спектр очень широк. Например, он может орать, драться и психологически давить. Или начать выторговывать себе тот или иной предмет. Или более тонкий ход – ребенок грустнеет, ничего не говорит, отвечает «всенормально» на любой вопрос. Как в той песне: «Милый мой, хороший, догадайся сам».

Конечно, на такие резкие формы защиты собственности способен только уверенный в себе товарищ. Поэтому, если вам кажется, что все сказанное не про вашего ребенка – просто присмотритесь повнимательнее. Возможно, дело в том, что он просто боится афишировать свои эмоции. Но это не значит, что у него их нет.

Есть еще собственность, которую ребенок «зарабатывает». Хорошо себя ведет, выполняет поручения, слушается старших или просто «находит сокровище». Такая собственность особенно ценная и неприкосновенная. Именно она составляет материально основание такой важного чувства, как чувство собственного достоинства. Хороший родитель не только дает ребенку вожделенную возможность «заработать» свой подарок, но и время от времени напоминает, что та или иная вещь у ребенка не просто так появилась, а была следствием его труда/сообразительности/наблюдательности. И важно понимать, что именно такие вещи ребенок, в случае покушения на них, будет отстаивать особенно рьяно и жестко.

Что делать с такими проявлениями жадности (хотя мы же уже договорились – это не жадность)? Понять и простить. Уважать мнение ребенка, уважать его право распоряжаться собственными вещами по своему усмотрению. Не угрожать в качестве наказания отобрать все фломастеры – вы можете запретить ими пользоваться, но отбирать не надо.

Ребенок привязывается к вещам неизмеримо сильнее,чем взрослые. И эмоции от расставания с ними у них не такие как у нас. Поэтому если ваш ребенок слез с велосипеда и побежал искать «тот самый» листик – не торопите его. И не беспокойтесь. Вот если он попробует все листья, что видит перед собой, сложить к вам в сумку – признак уже тревожный. А пока этого нет – наслаждайтесь вместе с ним его осенним сокровищем. Вполне возможно, что именно это воспоминание он возьмет с собой во взрослую жизнь.