Опубликовано 30 июля 2017, 15:00

Никогда не говорите ребенку эти слова, если хотите его похвалить

Как правильно поощрять ребёнка, чтобы он стал успешным.
Никогда не говорите ребенку эти слова, если хотите его похвалить

Когда ребёнок демонстрирует блестящие успехи в обучении — получает высокий балл за тест, пишет диктант без единой ошибки — родители поощряют его словами: «Какой ты у меня умный!».

Казалось бы, такая безобидная фраза должна сделать ребёнка уверенным, но всё происходит не совсем так. Психологи и педагоги утверждают, что у детей, которые регулярно слышат её от значимых взрослых, складывается система восприятия мира, в которой нет места ошибкам. В то время как ошибки — один из главных двигателей прогресса. Тот, кто совершает их и умеет извлекать из промахов пользу, проще приспосабливается к разным обстоятельствам и быстрее добивается успеха.

Профессор высшей математики Стэндфордского университета Джо Боалер говорит, что «ошибки развивают наш мозг».

А ребёнок, которого восхваляют взрослые, пытается всеми способами избежать ошибок.

Это происходит так. Он слышит от мамы или учителя похвалу и думает: «Отлично, я умный». Но в какой-то момент он неизбежно где-то ошибается и в голове появится такая мысль: «Я ошибся, значит, я не умный. Другие люди будут так думать, а это ужасно. Поэтому я постараюсь больше не делать ошибок». И такие дети учатся избегать ошибок, которые, имеют в нашей жизни решающее значение для движения вперед.

Те, кому дали ярлыки «умных» или «одарённых» детей, менее склонны к тому, чтобы бросать вызов самому себе. Они стараются свести количество ошибок к минимуму и остаются в зоне комфорта. Этот способ мышления дети приносят с собой во взрослую жизнь. Некоторые исследователи видят в простой и невинной похвале ребёнка даже проблему гендерного неравенства.

Джо Боалер подчёркивает:

«Крайне важно хвалить детей, но не называть их «умными».

Вы можете сказать, что они сделали что-то фантастическое, но не используйте слово «умный».

Вместо этого можно сказать:

«Ты отлично поработал!»

или

«Тебе было трудно, но ты справился».

Профессор Боалер советует родителям избегать любых характеристик, которые описывают не действия ребёнка, а его личностные характеристики. Например, не стоит называть человека только «математиком» или «человеком науки», так как это ограничивает его возможности для роста в других областях.

Что же касается ошибок, профессор предлагает родителям иногда поощрять промахи детей. «Когда мы сообщаем детям, что ошибки — это совсем не плохо, как принято считать в обществе, и что ошибаются даже успешные люди, это подкрепляет веру детей в себя».

Фото: shutterstock.com