Наталия Федорова: "Задача семейного фотографа – сделать событие из самого обычного дня"
Наталия Федорова: "Задача семейного фотографа – сделать событие из самого обычного дня"
Фото: Наталия Федорова
Семейная фототерапия - это вовсе не выдумка. Мы все храним семейные альбомы с черно-белыми снимками, а некоторые семьи обладают ценными артефактами в виде пожелтевших карточек с пра-пра-прабабушками в платьях с кринолином, и дедушками в пенсне и тройке. Как правило, эти фотографии сменяются карточками мужчин в военной форме, а следом идут уже фотографии советских времен. Фотографии передаются из поколения в поколение, рассматриваются на семейных встречах, хранятся в шкафах, достаются по случаю семейных торжеств. Их показывают родственникам и новым членам семьи.
Семейные фотореликвии - важная составляющая нашей жизни. Благодаря им, мы строим историю своей семьи внутри себя и укрепляем свой род воспоминаниями, которые навсегда остаются в нашей памяти и, рано или поздно, радуют новые поколения бережным отношением к истории своей семьи. Традиция изображать семью "в рядок", а то и в два, и в три, с одинаковыми окаменевшими лицами, направленным в объектив, уходит в прошлое.
Сила семейной фототерапиии стала особенно заметна, когда появились многочисленнные технические возможности визуализации нашей жизни под разными углами. Если ими правильно пользоваться, то можно буквально самим ткать счастливую историю своей семьи. Светлые подпорки для памяти в виде снимков ярких моментов приносят радость и в настоящем и в будущем. Ну а когда за дело берется профессионал, то тогда любой, даже самый обычный день становится "тем самым". "Летидор" расспросил семейного фотографа Наталию Федорову о том, как создается счастливая история семьи при помощи фотографий, и зачем нам визуализировать свою историю и историю своей семьи.
Кто такой семейный фотограф? Кто может стать семейным фотографом?
Вопрос фотографических жанров вообще довольно спорный. В современной коммерческой фотографии, например, существует вполне устоявшийся статус свадебного фотографа. У свадебных фотографов своя «субкультура», премии, ассоциации и прочие прелести жизни. Но первый вопрос который возникает: разве свадебный фотограф фотографирует не семью? Конечно, семью. В чем, в таком случае, его отличие от «семейного» фотографа?
Свадебный фотограф работает с событием, вокруг которого уже давно существует целая индустрия. Да, он может в то же время делать семейные портреты, но перед ним стоит совершенно другая задача, а именно – запечатлеть единственный и неповторимый день в жизни людей, самый важный день – день свадьбы. Задача семейного фотографа – сделать событие из самого обычного дня, запечатлеть его, с одной стороны, как единственный и неповторимый, а с другой - как типичный день в череде будней. Когда я фотографирую семью, мне хочется, чтобы, рассматривая потом полученные снимки, люди видели в них не просто один день, а каждый день жизни, который они прожили вместе. То есть видели то, что внутри семьи. Ну, это, конечно, в идеале. Стать семейным фотографом может каждый, кто считает это звание достойным себя. Ничего особенного для этого не нужно, разве что, верить в семейные ценности.
Какие тенденции есть в современной семейной фотографии?
В отличие от упомянутой уже свадебной фотографии, семейная фотография как коммерческое направление гораздо менее развита. Я бы сказала, находится в зачаточном состоянии, особенно в нашей стране. И тренды американско-европейские от наших сильно отличаются. Если в американской семейной фотографии тренд - радость, естественность, веселье, то у нас это скорее журнальный глянец. Наши люди очень закрыты, и им сложно показать свои искренние эмоции, проще надеть маску благопристойности. И радоваться жизни мы умеем, увы, очень плохо.
Что нужно учитывать при семейной съемке?
В первую очередь, надо учитывать, что семья – это очень закрытый мир. Не каждый из нас готов поделиться своими семейными делами и проблемами даже с близкими друзьями, что уж говорить о совершенно незнакомом человеке, который пришел в дом с фотоаппаратом, чтобы запечатлеть ее «на долгую память». Поэтому здесь необходима предельная чуткость, понимание своей роли, и невмешательство в жизнь семьи. Именно по этой причине я очень радуюсь, когда семья приходит ко мне снова. Вторая фотосессия имеет совсем другую окраску, чем первая, поверьте. Что уж говорить о третьей и четвертой! С каждым разом я открываю новые глубины семейных тонкостей, потому что пропадает отчуждение, люди встречают меня с доверием, раскрываются. Это гораздо больше, чем работа. Это целая жизнь.
Если ли у Вас какие-то правила, которых Вы придерживаетесь, фотографируя детей и взрослых?
Честно говоря, я не сторонник правил. Меня часто спрашивают: «Что ты обычно делаешь, чтобы раскрепостить людей и расположить к себе?». Для меня не существует этого «обычно». Каждый раз это новая история, я ориентируюсь по ситуации, стараюсь понять людей и доверяю своей интуиции. Пожалуй, главное мое правило – то, что хорошо для одного человека (или семьи), совершенно не подходит для другого. И если действовать по одной схеме со всеми, то фотографии лишаются настроения и душевности, они становятся одинаковыми. Это верно даже в момент, когда мы выбираем место для фотосессии. Место, идеально подходящее для одной семьи, в другом случае совсем не «сыграет».
Кого интереснее снимать – взрослых или детей и почему?
Распространенным является мнение, что детей фотографировать интереснее, потому что они более открыты и непосредственны. На самом деле, я бы сказала, что это скорее вопрос простоты, а не интереса. К годовалому ребенку найти подход гораздо проще, чем к 10-летнему. Что уж говорить о подростке или взрослом. И если со взрослым человеком находишься на одном уровне понимания, то с подростком – на совершенно разных. Поэтому подростковый возраст – это тот случай, когда требуется максимум усилий, чтобы обрести какое-то минимальное доверие. Совершенно поразительно, как ребенок, полностью закрытый, постепенно раскрывается, и в нем открываются такие глубины, что дух захватывает. Если говорить о предпочтениях, то мне интереснее снимать семью, чем одного человека. Возраст членов семьи при этом не играет роли.
Почему Вам интересно снимать большие семьи?
Думаю, что это интересно не всем фотографам, поэтому могу ответить только за себя. Я люблю снимать большие семьи, потому что во время таких фотосессий общение и взаимодействие всех членов семьи друг с другом происходит непрерывно. Ты оказываешься в эпицентре семейного водоворота, и это такой своеобразный вызов фотографу – суметь увидеть, понять и «поймать» в объектив все семейные отношения, их тонкости и нюансы. То есть, например, если сравнить фотосессию семьи с новорожденным младенцем, и фотосессию семьи с двумя детьми старше трех лет, то число взаимодействий увеличивается вдвое, а если это семья с тремя детьми, то втрое. Тут к отношениям между родителями и детьми подключаются отношения между братьями и сестрами. Это интересно. В редких случаях к фотосессии удается привлечь старших членов семьи, бабушек и дедушек, и ситуация, в которой сходятся поколения, тоже очень увлекательна.
Что хотят видеть на фотографиях семьи?
Ну конечно, себя – красивых, счастливых, любимых и любящих. Другое дело, что для разных людей эти качества воплощаются по-разному. Для одних – это идеальная картинка, где все члены семьи смотрят в кадр, для других – полная неразбериха и комок из объятий, смазанные движения и прочие «настроенческие» приемы. Я считаю, что невозможно понравиться всем и стать идеальным фотографом для каждой семьи. Поэтому нужно выбрать свою линию и развивать свой стиль, тогда сами герои будут лучше понимать, кого именно и зачем они выбирают, а это залог того, что все останутся довольны.
В каких случаях вы говорите о цвете и в каких - о черно-белой съемке?
У меня есть постоянные участники фотосессий, которые больше любят ч/б, и те герои, которые предпочитают цвет. Снимая их, я держу это в голове. Можно изначально проговаривать этот вопрос, чтобы понять, каким образом стоить съемку и обработку. Но здесь основную роль играют индивидуальные предпочтения фотографа и содержание портфолио. Герои формируют свои ожидания, исходя из того, что они уже видели на ваших фотографиях. Если они идут к фотографу, у которого в портфолио большая часть снимков исполнена в ч/б, то и ожидать он будет соответствующего результата. Талант делать красивые черно-белые снимки складывается из двух разных умений – умения видеть кадр черно-белым в процессе съемки и умения правильно отобрать снимки для черно-белой обработки.
Про себя могу сказать, что и цвет, и ч/б я люблю примерно одинаково. Хотя если посмотреть мои папки с любимыми снимками классических и современных фотографов, то ч/б снимков там будет больше. Цвет хорошо передает настроение, а черно-белые снимки – глубину. Но для того, чтобы кадр получился удачным в ч/б, нужно учитывать несколько моментов – свет, фактуру и контраст.
Раскройте терапевтический аспект семейной фотографии?
Это важный момент, о котором, как мне кажется, не все задумываются. Здесь играют роль два аспекта. Во-первых, ритм, в котором живет большая часть из нас, редко позволяет просто насладиться настоящим моментом. Мы все время куда-то бежим, спешим, руководствуясь списками дел. Даже в выходные мы выполняем определенный план, и у нас есть перечень мероприятий, которые нужно посетить, а также дел, которые нужно сделать.
Своим героям съемок я всегда говорю, что правильно организованная семейная фотосессия - это отличный способ просто провести время со своей семьей, прожить день рядом с близкими, погулять, возможно, поехать куда-то в интересное место, реализовать какую-то давнюю идею или просто сидеть дома морозным днем и играть в скрабл. Второй аспект связан с результатом, который получают герои фотосессии. Это не просто фотографии себя, ребенка, себя с ребенком. Это прежде всего взгляд со стороны на свою семью.
Очень часто, находясь в круговороте повседневности, мы просто не отдаем себе отчета в том, какое счастье нам дано – любить, быть любимыми, желать «Спокойной ночи» своим детям и говорить им «Доброе утро». Мы находимся рядом с близкими, и принимаем это как должное. Но ведь это, с одной стороны, огромный подарок свыше, а с другой – большой труд, вложенный нами самими в эти отношения. И результат семейной фотосессии – это вещественное доказательство счастья. Как написали мне однажды герои моих съемок: «Когда смотришь на собственную жизнь со стороны, она чуть-чуть похожа на сказку. Когда живешь внутри, такого ощущения нет».
Это очень понятно. Зрение – важный источник информации, которую мы получаем об окружающем мире. И именно с помощью картинок и визуализаций мы конструируем мир вокруг себя (сервис pinterest.com тому подтверждение). Когда человек получает свои семейные фотографии, реальность его внутренних переживаний трансформируется из «Почему ребенок плохо ест, а муж задерживается по вечерам на работе?» в «Какие мы прекрасные и счастливые». Вот вам и визуализация, которая имеет прекрасный психотерапевтический эффект. Пример, конечно, упрощенный, но думаю, многие из моих героев подтвердят мои слова.