Опубликовано 05 сентября 2013, 17:20

Мультфильмы для детей: смелые девчонки Миядзаки

Главный редактор "Летидора" рассказывает про пять лучших мультфильмов студии "Джибли", которые помогают маленьким девочкам найти себе активную ролевую модель - в отличие от советских мультиков, наполненных плюшевыми страдалицами.
Мультфильмы для детей: смелые девчонки Миядзаки

Мультфильмы для детей: смелые девчонки Миядзаки

Много, много раз в родительских обсуждениях я слышал, что "наши мультики лучше и добрее". Когда-то мне тоже так казалось. Подозреваю, что это мнение было основано не на содержании мультиков, а скорее на общих воспоминаниях детства, где и трава была вкусней, и деревья разговаривали. Но с появлением собственных детей многие советские мультики были пересмотрены... с удивлением. Все это бесконечное сюсюканье с постоянно страдающими мягкими игрушками стало даже раздражать.

А когда до мультиков доросла дочка, стало заметно еще, что девочкам в советских мультиках отводятся какие-то депрессивные роли. Вот глядите, мультфильм "Варежка". Девочка живет с курящей мамой-одиночкой, которая целыми днями валяется на диване с журналом - и при этом дымит как паровоз. Скучающий ребенок хочет завести собаку, но злая мать не разрешает, и девочке приходится играть в шизофреническую игру с собственной варежкой. И главное, ничего больше эта девочка не делает по жизни. Странное кино.

Дочка моя, очевидно, тоже заметила эти странности в мультиках - поскольку уже в три года назначила своими фаворитами Алису из "Тайны третьей планеты" и Герду из "Снежной королевы", а вовсе не каких-то плюшевых страдалиц. Но таких активных девчонок в советских мультиках явно не хватает.

И здесь нам на помощь пришли мультфильмы Хаяо Миядзаки и его студии "Джибли". Я расскажу о тех пяти, которые моя дочка особенно любит и использует в своих ролевых играх.

"Мой сосед Тоторо"

Вообще это история о том, что если ты стоишь под дождем на остановке, и у тебя есть лишний зонтик, ты можешь отдать его кому-нибудь. Например, огромному лесному троллю, похожему на объевшегося зайца. Так что с добротой тут все в порядке. Но детям на самом деле нравится другое.

Мы открыли для себя этот мультик еще со старшим сыном, когда ему было три. Тогда же я открыл, что нет смысла спрашивать у ребенка "как тебе понравилось": ответы обычно никакие. Другое дело, понаблюдать, какие ролевые игры появились у него благодаря мультику - это лучший показатель того, что он запомнил.

Спустя месяц после просмотра "Тоторо" Кит соорудил кошку-автобус. Причем подчеркнул, что это именно кошка, а не кот, который был в мультике. Это было собственное продолжение мультфильма. А спустя год, когда он увлекся склеиванием летательных аппаратов из бумаги, самой большой моделью оказался "Тоторо-шаттл".

У дочки знакомство с Тоторо тоже вызвало интерес к необычному транспорту, но на свой лад. Ева сразу запомнила, что герой летал на волчке - и решила, что тоже научится. Может быть, поэтому она научилась запускать волчки еще до трехлетия. А это непросто. Когда кто-нибудь из знакомых хвастает, что его ребенок самостоятельно включил телевизор или научится кликать иконку игры на компе, я обычно спрашиваю, умеет ли он запускать волчок. Некоторые даже в пять лет не умеют.

"Рыбка Поньо на утесе"

Авторская версия "Русалочки" - но в отличие от примитивной голливудской, здесь отлично работает главный прием Миядзаки: чудеса легко сочетаются с простыми бытовыми деталями и вещами, которые были культовыми в детстве. В мультике "Тоторо" это желуди и "живые лабиринты" под ветвями кустарников. В "Рыбке Поньо" таких зацепок детства еще больше. Игрушечный паровой кораблик, работающий от свечки.  Передача сигналов фонариками. Да и сам образ рыбки, которую мальчик зачерпнул ведерком в море - знакомая картинка с каникул на курорте. Морская жизнь - это всегда какое-то тихое волшебство.

Возможно, благодаря таким деталям и чудеса кажутся более понятными, практически земными проблемами. "Вернись-вернись-вернись!" - приговаривает в этом мультике папаша-колдун, который хочет, чтобы его дочка-рыбка перестала превращаться в человека.

Именно эту фразу Ева чаще всего вспоминает из "Рыбки Поньо". Причем вспоминает обычно в ответ на папины, то есть мои, наезды. Мол, хватить тут колдовать со своими стереотипами, не мешай мне расти!

"Ведьмина служба доставки"

Как-то зимой Ева вдруг стала частенько просить блинов. Как мы поняли позже, это было вызвано очередным просмотром мультфильма про ведьму-курьера Кики. Там отдельно показано, как девочка покупает муку, молоко и скороводку, а потом объясняет своему коту, что денег осталось мало - и поэтому "будем теперь питаться блинами". Через некоторое время они снова обсуждают блины: ведьмочка боится растолстеть, а кот возражает - но блины же такие вкусные! Кажется, идея блинной диеты Еве тоже понравилась.

Но главная игра оказалась полезнее. Это собственно Служба Доставки: Ева летает по дому на швабре и доставляет туда-сюда разные вещи. Обычно она не очень любит, когда ее просишь что-нибудь принести. Но стоит только сказать "играем в службу доставки" - и маленькая ведьма готова перетаскать весь дом!

"Ариэтти из страны лилипутов"

Когда мы впервые посмотрели этот фильм, жена вспомнила книжку "Добывайки", одну из любимых сказок ее детства. Да, это совсем не те пластилиновые лилипуты, которые в советском фильме про Гулливера были озабочены только абстрактными социальными реформами. Добывайки у Миядзаки по-домашнему реалистичны, а их маленькие бытовые хитрости очень напоминают детские самоделки - лестница из скрепок, лифт на основе швейных катушек, крючки от сережек в качестве альпинистского снаряжения. И конечно же, стильная прищепка как заколка для волос.

После этого мультика у нас появилась игра в Ариэтти: если нужно найти какую-нибудь маленькую вещь, которая потерялась, лучший способ - объявить, что мы стали добывайками.

"Хорошо бы еще найти большую булавку, чтобы сражаться с крысами", - сообщила мне недавно Ева. Пора на секцию кендо? Со старшим мы частенько сражались на палках как раз в три года.

"Унесенные призраками"

Недавно мы делали один опыт, который закончился неудачно: резиновый воздушный шар, наполненный водой, лопнул прямо посреди кухни. Детям-то понравилось, само собой. Но я тут же сказал, что надо быстро вытирать, пока не залили соседей. К моему удивлению, Ева первой схватила большую тряпку, и упираясь в нее руками, погнала воду по кухне. А потом крикнула остальным: "Давайте мыть полы, как Сэн!"

Мне стало интересно, как быстро ей надоест копировать героиню мультфильма про волшебную баню. В результате вымыли еще две комнаты.

Ну и другой известный момент этого мульта не может пройти мимо детского внимания - и приводит к очень жизненным методам надзора за родителями, когда дочка в кафе вдруг говорит тебе: "Пап, ты чего так много ешь? Ты же превратишься в свинью!"

PS.
Помимо этих пяти мультфильмов, у студии "Джибли" есть еще "Наусика", "Лапута", "Принцесса Мононоке" и "Замок Хаула". Но они посложнее, с параллельными сюжетами, необычными машинами и стрельбой. И хотя там тоже фигурируют смелые девчонки, их лучше смотреть после семи лет. Зато один из первых мультиков Миядзаки,  под названием "Большая панда и маленькая панда", вполне подходит даже для трёхлеток.