«Мой ребенок мне не помогает!»: почему в этом виноваты сами родители
Как поощрять у ребенка желание быть инициативным и самостоятельным, рассказывает Оксана Шаинова, психолог, психодраматерапевт и просто мама.
Все, наверное, слышали подобные жалобы родителей на своих детей: «От нее помощи никогда не дождешься!», «На шее сидят, спиногрызы, ничего сами не могут!», «Выросли лодыри, палец о палец не ударят!», «Он у нас такой неумеха, не руки, а крюки!»
Возникает вопрос: а что родители сами для этого сделали? Как они реагировали на самые первые естественные попытки своих детей проявить заботу, предложить помощь, сделать что-то самому?
Вот несколько примеров того, как мы своими руками душим инициативность детей, их самостоятельность и не даем им чувствовать свою ценность и влиятельность.
Ребенок берет веник, начинает подметать с деловым видом, и тут подлетает мама и кричит: «Ты что делаешь?! Ты же не туда метешь! Только сильнее мусор разбросал! Мне теперь из-за тебя еще больше уборки!»
Каким в этот момент он себя почувствует? Захочет ли в следующий раз участвовать в уборке с таким же энтузиазмом? Нет.
Или малыш везде лезет, покоряет новые вершины, развивает новые моторные навыки и слышит: «Не лезь, разобьешься! Сиди спокойно, играй в игрушки». А потом те же родители ему скажут: «Что же ты у нас такой неловкий и трусливый? Твои друзья вон как здорово бегают и лазают!»
И чувствует ли ребенок возможность влиять на мир, если ему не позволяют даже выбрать одежду для прогулки хотя бы из нескольких подходящих вариантов?
Вот и я периодически ловлю себя на внутреннем противоречии. С одной стороны, очень хочется, чтобы мой ребенок взрослел, становился самостоятельным, независимым и ответственным. С другой стороны, так страшно его отпускать, и кажется, что намного проще и безопаснее, когда он находится под моим контролем и зависит от меня.
К тому же это дает нам, родителям, такое сильное ощущение своей нужности! А порой просто лень заниматься развитием навыков ребенка, потому что это действительно требует дополнительных энергозатрат. Ведь намного легче и быстрее самой замесить тесто, чем ждать, пока сделает это в своем темпе ребенок. А потом еще придется вытирать за ним муку по всей кухне.
Гораздо проще быстренько одеть его самой, чем объяснять, как определять перед и зад одежды и терпеливо ждать, когда застегнутся все пуговицы.
Ведь нужно быть включенной в процесс, чтобы корректировать его, подсказывать, еще и поддерживать эмоционально в моменты фрустрации, которые неизбежны при обучении новому.
И в минуты такого внутреннего конфликта приходится напоминать себе о своих ценностях, о том, чего я на самом деле желаю своему ребенку, развитие чего хочу в нем поддержать. И сознательный выбор мне всегда очевиден.
Ну не может человек чему-то научиться, если ему не давать пробовать и делать свои ошибки!
Ребенок не может стать быстрым и ловким, не набив шишек и не поранившись. Он не может стать ответственным, если не давать ему возможности проявить себя и постоянно ограждать от потенциальных последствий. Ваш ребенок не может быть помощником, если все время отказываться от его помощи и делать все самой!
Поэтому я выбираю поддерживать стремление дочки участвовать в приготовлении еды с совместной уборкой кухни после. И наслаждаюсь блеском ее радостных глаз и довольством собой.
Решаю принять ее помощь в выборе овощей на рынке, объяснив нужные параметры и доверяя тому, что она с этим справится. И обязательно благодарю ее за помощь.
Какой же нужной и ценной в нашей семье она себя чувствует в эти мгновения!
Я выбираю, несмотря на свой страх, позволять ей исследовать свои возможности, узнавать о них на собственном опыте. Пусть это стоит мне времени и душевных сил на ее утешение и залечивание ссадин и ушибов. Зато как же радостно, когда она жутко довольная показывает свои новые трюки!
И когда она решает спать одна в другой комнате, я поддерживаю ее в этом и застилаю ей отдельную постель. Хотя прекрасно знаю, что она проснется среди ночи одна, испугается и будет звать меня, так что спокойного сна мне сегодня не видать! Но я вижу, как для нее это важно. Да, первая ночь была непростая, зато какая счастливая и гордая собой дочь прибежала ко мне на второе утро, рассказывая, что у нее все получилось и совсем не было страшно!
Конечно, это не касается случаев, когда у меня действительно ограничено время или я очень сильно устала. Тогда я просто говорю ей: «Я понимаю, что ты очень хочешь сама, хочешь помочь, я это ценю, но сейчас неподходящее время (объясняю почему). Давай в следующий раз!»
И знаете, что я обнаружила? Что мои ресурсы, потраченные на поддержку инициатив ребенка, окупаются сполна:
• какое счастье видеть, что ребенок в контакте со своей внутренней силой и знает, на что он способен!
• как здорово, что в наших отношениях много радости, любви, поддержки и благодарности!
• какое облегчение, когда у меня появляется больше свободы из-за того, что дочка одевается сама, действительно сносно убирается. И за нее можно не волноваться, когда она играет во дворе и на детской площадке, потому что сама может оценивать свои физические возможности!
А еще, давая детям больше свободы, узнаешь, что они намного более жизнеспособны, чем нам кажется.
Фото: Shutterstock.com