Метод естественных последствий: задаем верное направление
Метод естественных последствий: задаем верное направление
Мировая детская литература пестрит примерами хулиганских поступков, совершаемых маленькими «разбойниками». Вспомните хотя бы Эмиля из Леннеберги, поднявшего сестренку в воздух вместо флага. Или Тома Сойера, сбежавшего из дома в лес. Алису, пробовавшую пирожки с неизвестной начинкой и провалившуюся в нору кролика. Дети - прирожденные исследователи, они изучают границы дозволенного, пробуют мир на прочность, а вместе с миром - и нас, родителей.
Прощай, ремень!
Каждый из нас в детстве совершал что-нибудь такое, что повергало родителей и воспитателей в шок. Мой братишка с другом, к примеру, подожгли диван прямо в квартире в разгар нового года: баловались со спичками. Я в 10 лет специально потерялась в центре Москвы, потому что брат не хотел покупать мне мороженого.
Раньше ответом на подобные «выходки» (эксперименты) у родителей всегда было припасено несколько «железных» метод: ремень, угол или запрет на прогулки, отказ в покупке чего-нибудь приятного. Детей рассматривали как маленьких дьяволят, со склонностью к совершению плохих поступков. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» - гласят строки из священного текста.
Однако с тех пор многое изменилось. Благодаря развитию психологии, нейрологии, детей признали полноценными людьми, с правами, но с ограниченным набором социальных навыков. Вместо того, чтобы контролировать и наказывать детей, общественные организации, вроде OECD и педагоги предлагают родителям «направлять» их. Так возникает метод естественных последствий - эффективный ответ на ситуации, когда детишки ведут себя плохо. Никакого насилия, шлепков, криков и телесных наказаний.