Мелани Кляйн - бабушка психоанализа
Мелани Кляйн - бабушка психоанализа
Мелани Кляйн - знаковая фигура для любого детского психолога. Именно она начала заниматься психотерапией с детьми и предложила делать это игровыми методами. Яркая интеллектуалка своего времени и многодетная мать в тяжелой депрессии - многоликая Мелани Кляйн успела оставить наследие, которое до сих пор изучают в лучших школах мира.
Вскоре после смерти любимого брата, отказавшись от учебы на врача из-за смерти отца, 21-летняя Мелани Кляйн вышла замуж и переехала в Будапешт.
В 22 года Мелани родила старшую дочь Мелитту, а спустя 4 года - сына Ганса. Материнство и семейная жизнь давались ей непросто. Периоды депрессий, особенно во время беременности, поездки на воды и лечение "от нервов" привели ее к Шандору Ференци, венгерскому психоаналитику и ближайшему соратнику Зигмунда Фрейда.
Именно Ференци поддержал ее работу с детьми. Она начала психоанализ с собственных детей в качестве клиентов.
Такая практика не вызывала тогда вопросов. Многие психоаналитики начинали как пациенты Фрейда и его первых соратников. Помните, как в фильме "Опасный метод" про Сабину Шпильрейн и Карла Юнга?
Со временем профессиональное сообщество отказалось от этой идеи, признав ее мало эффективной для восстановления психического здоровья.
Опыт Мелани Кляйн внес свой вклад в это решение. Ее второй ребенок, сын Ганс, погиб уже взрослым из-за несчастного случая в горах, который некоторые сочли самоубийством. В частности, об этом заявила старшая дочь Мелитта в своем докладе для Британского аналитического общества. Следуя по стопам матери, она занялась детским анализом. После терапии у Эдварда Гловера, яростного критика Британского аналитического общества, она вступила в открытый конфликт с матерью и на всю жизнь прекратила общение с ней, перебравшись в Нью-Йорк. Об их сложных отношениях даже поставили спектакль в одном из театров Лондона в 2009 году.
Антисемитские кампании заставили Мелани Кляйн вместе с мужем и детьми перебраться из Венгрии в Берлин. Там она начинает обучение и анализ у знаменитого Карла Абрахама и получает первое признание в профессиональной среде.
Через несколько лет Абрахам умирает, а Кляйн получает приглашение от Британского аналитического общества. В Лондон она приезжает только со своими 3 детьми. Ее лекции вызывают интерес, да и сама Мелани Кляйн сильно выделяется на фоне остальных психоаналитиков. Красивая разведенная женщина, не получившая даже степени бакалавра, среди мужчин с отличным медицинским образованием.
Очень скоро у Мелани Кляйн появилась целая группа последователей - "кляйнианцев". Она сумела не только стать автором новаторских идей (некоторые из которых шокируют обывателя по сей день), но и создать мощную школу подготовки специалистов, которая существует в наши дни.
Этому отчасти способствовало появление в 1938 году Зигмунда Фрейда с дочерью Анной, которые спасались от нацистского режима в Великобритании. К тому времени Анна Фрейд уже разрабатывала свои идеи о развитии детей, и была признана профессиональным сообществом. Подходы Анны Фрейд и Мелани Кляйн сильно отличались друг от друга. Так, Анна считала детский психоанализ в принципе невозможным.
Британское аналитическое общество чуть не распалось из-за яростного противостояния двух сильных женщин. В итоге, аналитики разделились на три группы: сторонники Анны Фрейд, кляйнианцы и независимые аналитики (например, Д.В. Виннникот).
Это разделение сохранилось до наших дней, а влияние двух создательниц детского психоанализа распределилось так: в Америке - Анна Фрейд, в Великобритании и Европе - Мелани Кляйн.
Техника игровой терапии
Мелани Кляйн стала первой, кто начал анализировать самих детей, что считалось невозможным - ведь с ними не работает метод свободных ассоциаций. Она предположила, что свободная игра ребенка может быть детским аналогом свободных ассоциаций.
Открытия психоанализа взрослых о роли детских воспоминаний сделали детство предметом интереса новых ученых: как растить детей так, чтобы они не превращались во взрослых невротиков?
Современная детская психология "выросла" из работ Мелани Кляйн и Анны Фрейд.
На практике:
Наблюдение за игрой ребенка может много рассказать любопытному родителю. Не вмешивайтесь без спроса в этот захватывающий процесс и поощряйте игру, создавая для нее подходящие условия. Да, в психоаналитическом понимании игра - это символическая активность. Младенец, который катает катушку, и карапуз, увлеченно копающий песок, безусловно играют!