«Магия на 1–2–3»: чудо-способ успокоить ребенка максимально быстро
© Shutterstock/VOSTOCK
Недавно в издательстве «Бомбора» вышла книга Томаса Фелана «Магия на 1–2–3». Используя свой фирменный метод счета до трех, Фелан помогает родителям справиться с такими явлениями, как истерики и нервные срывы, нытье и обиды, грубость по отношению к взрослым, соперничество между братьями и сестрами. В книге также объясняется, как наладить режим дня, как в целом укрепить свои позиции в отношениях с детьми — и многое другое.
Мы публикуем отрывок из книги, в котором рассказывается о хитром, но действенном счете «1–2–3».
Когда дети ведут себя плохо, родителям нельзя эмоционально реагировать и болтать. Но что же нужно делать?
Использовать технику «1–2–3», или счет. Счет — удивительно сильный метод и на первый взгляд простой. Но чтобы этот процесс был действительно эффективным, учтите две вещи.
Во-первых, используйте метод счета только для стоп-поведения (неприемлемое, трудное или плохое). То есть начинайте считать на такие вещи, как пререкания, ссоры, нытье, вопли, истерики и т. д.
Не используйте технику «1–2–3», чтобы поднимать ребенка по утрам, или заставлять его делать уроки, или уговаривать подойти к фортепиано.
Во-вторых, если вы только познакомились с «Магией на 1–2–3», эта техника наверняка кажется вам слишком простой и недостаточно жесткой. Кто-то может подумать: «Эй, вы не знаете моего ребенка. Это просто дикарь!» Не переживайте. Помните, программа «Магия на 1–2–3» простая, но не всегда легкая. Магия заключена не в счете. Считать может каждый.
Магия — в правиле «Никаких разговоров, никаких эмоций». Ребенок будет наблюдать, как вы следуете этому правилу, он начнет думать над своим поведением и постепенно возьмет ответственность за него.
Конечно, на самом деле «Магия на 1–2–3» никакая не магия, это только кажется.
Программа представляет собой внимательное, логичное и настойчивое внедрение специальных методик по дисциплинированию и обучению ребенка. Вскоре во время любых конфликтов с детьми вы почувствуете себя новым человеком: последовательным, решительным и спокойным.
Конечно, на самом деле «Магия на 1–2–3» никакая не магия, это только кажется. Программа представляет собой внимательное, логичное и настойчивое внедрение специальных методик по дисциплинированию и обучению ребенка. Вскоре во время любых конфликтов с детьми вы почувствуете себя новым человеком: последовательным, решительным и спокойным.
Представьте, что ваш четырехлетний ребенок валяется в жуткой истерике на полу кухни, потому что вы, жестокосердный родитель, не позволяете ему поиграть с любимым планшетом прямо перед ужином. Ваш сын бьется головой об пол, пинает кухонные шкафчики и вопит так, словно его убивают самым жестоким образом. Вы уверены, что все соседи слышат эти вопли, но совершенно не знаете, что делать.
Педиатр рекомендует игнорировать истерики, но вы не уверены, что сможете последовать этому совету. Ваша мама говорит, что нужно протереть лицо сына полотенцем, смоченным в холодной воде, но ее слова кажутся вам странными. И, наконец, муж порывается просто отшлепать сорванца.
Вместо всего этого вы поднимаете палец, указываете на маленького вопящего разбойника и спокойно говорите:
«Это 1».
Сын не обращает внимания. Он обезумел от ярости, и истерика достигает апогея.
Вы выжидаете пять секунд, потом поднимаете два пальца и говорите: «Это 2». И это все, что вы говорите. Но реакция вашего сына та же самая; истерика продолжается.
Так что еще через пять секунд вы поднимаете три пальца и произносите:
«Это 3. Перерыв четыре минуты».
И что же все это значит? Это значит, что у вашего сына было два шанса — на «1» и на «2» — заткнуться. Но он прозевал свои шансы, не прекратив нежелательное поведение. Так что теперь его ждут последствия.
Последствия — это период отдыха, или тайм-аут (длительность — минута на каждый год жизни ребенка).
Или же альтернативы тайм-ауту (утрата привилегии или игрушки на какое-то время, укладывание спать на пятнадцать минут раньше, минус сорок центов из карманных денег, никаких электронных развлечений в течение двух часов и т. д.).
Давайте предположим, что вы выбрали последствия в виде периода отдыха, или тайм-аута. После того как вы сказали: «Это 3. Перерыв четыре минуты», ребенок отправляется на тайм-аут.
Что же делать после того, как вы объявите тайм-аут? Ничего! Никаких разговоров, никаких эмоций, извинений, лекций, обсуждений.
Вы не говорите ничего, если только нежелательное поведение не является новым, необычным или опасным.
Вы не говорите, например: «Что ж, теперь ты будешь хорошим мальчиком? Ты понимаешь, что ты делал с твоей мамой весь день? Почему одно и то же происходит у нас все время? Я так устала и вымоталась, что могу накричать! Твоя сестра так себя не ведет, а папа придет домой уже через полчаса. Ты специально сводишь меня с ума?»
Какой бы соблазнительной ни была перспектива лекции, вы просто сохраняете спокойствие и молчите. Если ребенок ведет себя как надо, похвалите его и порадуйтесь его компании. Если же он делает что-то другое, что поддается счету, считайте.
Через относительно короткое время вы будете исправлять плохое поведение на «1» или «2», можете мне поверить. И мы обещаем вам: в первый раз, когда вы прекратите ссору между детьми, просто сказав «Это 1» или «Это 2» и вам не нужно будет орать или делать что-то похуже, о чем вы потом будете жалеть... вы почувствуете себя поистине хорошо!
Иногда родители спрашивают:
«Моему ребенку всегда требуется “2”. Может, он манипулирует нами?»
Ответ — нет. Почему? Потому что людей на самом деле сводит с ума сорок два! Или семьдесят два — ребенок, которому нужно повторить тысячу раз, прежде чем он опомнится. Два раза не так плохо.
Другие родители спрашивают: «А если мой ребенок делает что-то совершенно ужасное и я не хочу давать ему три попытки?» Хороший вопрос. Например, если ребенок ударил вас? В этом случае было бы смешно говорить: «Это 1» и давать ему еще два шанса пнуть вас. Если, по вашему мнению, поведение ребенка исключительно отвратительное, просто скажите:
«Это 3. Перерыв пять минут. И еще пятнадцать — ввиду тяжести проступка».
Давайте возьмем другой пример. Ваш семилетний сын подхватил плохие слова на игровой площадке. Сын не знает, что они означают, но хочет испытать их на вас. И когда вы вечером объявляете, что пора идти спать, он отвечает: «Иди на...!» То же самое: «Это 3. Перерыв пять минут, и еще пятнадцать за отвратительный язык». Когда ребенок вернется после тайм-аута, коротко объясните значение слова и почему его нельзя произносить в вашем доме. Помните: объяснения уместны в том случае, когда поведение ребенка новое, необычное или опасное.
Вот и все. В этом суть счета. Счет — исключительно простой, ясный и эффективный метод.