Куда уходит детство: дети-монахи в Тибете
Куда уходит детство: дети-монахи в Тибете
Я бы не хотела отдавать свою дочь в монахини. Я слишком жадная до опыта побыть матерью - пока что ребенок у меня один, и пропустить это потрясающее время, полное неожиданных открытий и откровений о самой себе я не хочу. Зато я знаю страну, где отдавать детей в монахи перешло в традицию, и одного из детей, коих в семье обычно было много, всегда ждала такая завидная, или не всегда завидная, участь. Я говорю об одном из самых удивительных мест на земле – о Тибете.
Положение монашества в Тибете
Тибетцы, особенно до середины 20 века, представляли собой традиционное общество, достаточное закрытое от внешних экономических и культурных влияний.
Если вы можете представить себе горы, вокруг которых горы и снова горы – то вот так выглядит большая часть Тибета. И вот среди этих бесконечных гор тут и там (даже на машине от тут и до там иногда пара часов езды) скрываются маленькие деревушки и в самых неожиданных и удивительных местах – монастыри.
В Тибете иногда так пусто, что вполне очевидно: кроме как духовностью заняться там нечем. Долгую зиму (даже летом во многих областях температура может опускаться ниже нуля) проще пережить в медитации, чем активно бодрствовать. Люди иногда живут даже не за чертой бедности – а еле держатся на уровне «выживание на пределе возможного». Самое поразительное, что они продолжают улыбаться и часто выглядят более счастливыми, чем менеджеры высшего звена из Москвы.
Почему именно монашество? В горах Тибета с древних времен прятались, уходили в затворничество великие Учителя. Может быть, от того, что там так пустынно, или от того, что медитировать в холоде лучше, чем в жаре, или просто эта местность располагает – воздух разрежен, и медитируется лучше, потому что возникает меньше мыслей? Всё может быть.
До прихода китайской освободительной армии в Тибете было более 6000 монастырей. Более 6000 монастырей было разрушено во время завоевания Тибета. В середине 20 века 20% всего населения составляли монахи. После разрушения официально было восстановлено чуть больше сотни монастырей (с целью привлечения туризма), разрешено классическое буддийское монашеское образование только в нескольких. Большинство из монастырей – своеобразная показуха, якобы Китай не пытается стереть тибетскую культуру с лица земли.
Многие монахи в монастырях – подставные, и на самом деле – китайские шпионы. С XX века традиция монашества в Тибете изменилась. Ее пытаются продолжать на территориях, признанных официальными поселениями тибетцев (в частности, в Индии). В нашей стране активно восстанавливается традиция различных школ буддизма в Бурятии, Туве и Калмыкии. Однако учиться монахи пока предпочитают в Индии.