Опубликовано 05 августа 2014, 18:30

Кризис семи лет и другие «сюрпризы»

Большинство детей идут в школу с семи лет. Что необходимо знать родителям о возрастном кризисе, приходящемся на этот период, и как вести себя в тех случаях, когда кризис семи лет усугубился в связи с переходом в новую жизнь?
Кризис семи лет и другие «сюрпризы»

Кризис семи лет и другие «сюрпризы»

Как проходит адаптация к школе у детей в зависимости от типа их характера? Давайте попытаемся найти разумный баланс в поведении родителей, который позволит учитывать индивидуальные особенности ребёнка и не нарушать его границ, и, в то же время, корректировать поведение и эмоциональные реакции.

Кризис с ранцем за спиной

В отличие от кризиса третьего года жизни, который характеризуется стремлением к независимости и попытками утвердить своё мнение как единственно верное, кризис семи лет, наоборот, отличается желанием разобраться в чужих мнениях и оценках, чтобы наилучшим образом играть выбранную социальную роль. Дело осложняется тем, что этих ролей слишком много для одного маленького шестилетки – ведь «кризис семи лет», по сути, является кризисом седьмого года жизни, и может продолжаться с 6 и почти до 8 лет! Общество в лице близких взрослых требует от ребёнка, чтобы он был не только «настоящим школьником», но и «послушным сыном» или «старшей сестрой». Получается, что не успел он примерить на себя один образ, как от него ожидают перевоплощения в другие! Вот и начинается своеобразное раздвоение личности, когда ребёнок протестует, начинает вести себя, как маленький, и в то же время, высказывает такие мысли, до которых додумается не всякий взрослый. Как проявляется кризис в условиях адаптации к первому классу?

_ Шут гороховый. _ Игра в балагане всегда считалась самым примитивным уровнем актёрской игры. Затрудняясь сразу освоить навязываемую социальную роль, первоклассник паясничает на уроках, исподтишка передразнивает учителей на переменах и корчит умильные рожицы одноклассникам. Если у последних этот спектакль имеет успех, то педагоги не спешат пополнять ряды фанатов.

Просьбы не кривляться при стократном повторении не обретают магической силы, поэтому не действуют на ребёнка. Проблема в том, что он «чувствует себя, как дурак», когда с выражением читает стихотворение, но не ощущает того же, скача по классу на венике. Первоклассник как бы дистанцируется от навязываемой роли, всеми силами показывая, что это не он выполняет задания или разговаривает с учителем.

Необходимо помочь ему освоиться в каждом новом виде деятельности. Почитайте по очереди стихи, порепетируйте ответы у доски. Покажите, как нужно поднимать руку, как вставать из-за парты, чтобы тихонько выкинуть мусор с разрешения учителя. То, что нам, взрослым, кажется очевидным, для первоклассника может оказаться откровением. Как только те или иные действия станут привычными, у ребёнка отпадёт необходимость придавать им гротескную форму.

_ Один в поле воин. _ Не имея устойчивого навыка работы в коллективе (согласитесь, что занятие по аппликации в детском саду – это совсем не то, что урок математики в школе), ребёнок предпочитает индивидуальные выступления. Он выкрикивает с места, если знает правильный ответ. В самом деле, зачем ждать, пока медлительный Сидоров сообразит, сколько будет пять плюс два, если и так понятно? Первоклассник требует, чтобы педагог подошёл к его парте и лично показал в учебнике, какое упражнение нужно делать, и обижается, если учитель отказывается.

Подумайте, как организовать дома своеобразные репетиции работы в классе. Например, можно пригласить нескольких приятелей первоклассника домой, чтобы они вместе выполнили домашнее задание. «Дух коллективизма» можно укрепить, играя во дворе в футбол, пионербол и другие командные игры.

Куда ни пойдёшь, коня потеряешь. Некоторые первоклассники, наоборот, настолько теряются, оказавшись в новых условиях, что замыкаются и впадают в анабиоз. Если каждый шаг в неизвестность чреват неприятностями, не лучше ли вообще ничего не делать? Дома такие дети по вечерам сбрасывают напряжение, капризничая и погружаясь в возню с игрушками, цепляясь за них, как за последний вагон уходящего поезда детства.

В этой ситуации следует побольше рассказать ребёнку о плюсах обучения в школе. Вспомните о смешных ситуациях, которые случались в детстве с вами и вашими одноклассниками. Расскажите о том, как вы шалили, как участвовали в конкурсах и олимпиадах, писали контрольные, ошибались и исправлялись. Посмотрите вместе детские фильмы или мультфильмы про школьную жизнь. Идентифицируя себя с главными героями, первоклассник сможет «прожить» те ситуации, в которых он чувствует себя неуверенно.

Если вы видите, что ребёнок «заигрался» и прячется за незамысловатыми, детскими, делами, лишь бы не делать уроки, попробуйте вместе составить распорядок дня, который включал бы в себя и учёбу, и развлечения. Совместное черчение и рисование расписания позволит первокласснику более ответственно подойти к урокам. Самостоятельно вписывая в клеточку слова «выполнение домашнего задания», он почувствует, что держит ситуацию под контролем, и будет меньше сопротивляться вашим уговорам. Конечно, в разговорах с ребёнком должно звучать слово «надо», то в контексте его собственных, а не чужих, родительских или учительских потребностей. Надо больше читать, чтобы всегда можно было найти тему для разговора с одноклассниками. Надо разборчиво писать, чтобы друзья понимали смысл поздравления, написанного в открытке.

1 из 2

ПредыдущаяЧеловек с характером